Litekauto.ru

Авто Сервис
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

V-brake, как тип велосипедных тормозов: принципы выбора, самостоятельная установка и настройка

Существует несколько типов тормозных систем, которые сегодня устанавливаются на велосипеды:

  • дисковые тормоза;
  • «вибрейки» (как раз V-образные), в том числе гидравлические ободные;
  • роллерные;
  • а также клещевые.

Несмотря на очевидное разнообразие, современные велики ведущие производители чаще всего оснащают либо дисковыми тормозами, либо системами типа v-brake. Так что перед реальным рядовым пользователем открывается не слишком широкий выбор. Впрочем, эти два варианта действительно оптимальные, так что это именно тот случай, когда те, кто создают велосипеды, упрощают принятие правильного решения для тех, кто на этих велосипедах ездит.

Регулировка тормозов V-brake

Ободные тормоза типа V-BRAKE являются на сегодняшний день самым распространенным типом тормозов на горных велосипедах начального и среднего уровней. Невысокая цена, простота в установке и обслуживании, и вместе с тем достаточно высокая эффективность обеспечили тормозам этого типа популярность среди многих велосипедистов.

Тормоза V-BRAKE заставляют внимательно следить за состоянием обода. Ход тормозных колодок у них весьма небольшой, и даже небольшие «восьмерки» приводят к задеванию ободом тормозных колодок.

Тормозной механизм состоит из четырех составляющих:

  • Тормозные рукоятки
  • Тормозные тросы
  • Тормозные рычаги
  • Тормозные колодки

Приведем основные неисправности этого тормозного механизма.

Тормозные колодки задевают за обод колеса

Нарушена регулировка тормозных рычагов. Одна колодка находится ближе к ободу, чем другая.

Обод имеет "восьмерку"

Тормозные колодки загрязнены

Тормоза работают слабо, торможение вялое

Изношены тормозные колодки

Тормозные колодки установлены с перекосом

Тормозные колодки слабо прижимаются к ободу, при этом рукоятка тормоза упирается в ручку руля.

Большая часть регулировки относится к настройке тормозных рычагов и натяжении тормозного троса.

Когда тормоза необходимо просто слегка подтянуть, то можно не регулировать тормозные рычаги.

У основания ручки тормоза присутствует фигурная гайка, а на ней колесико. Для того, чтобы сделать тормоз более упругим, надо выкрутить гайку и зафиксировать колесиком, которое находится на ней. Для ослабления проделать обратную операцию. Но это на ранней стадии, если выкручивать уже некуда, то находим тормозные колодки (у обода колеса), там есть крепление тросика — ослабляем гайку. После ослабления гайки, тянем тросик на себя и затягиваем винт.

Регулировка тормозных рычагов V-brake

Чтобы выполнить обслуживание тормозов, сначала надо расстегнуть тормозные рычаги и развести их в стороны. Расстегивать тормоза приходится также при снятии колес.

Расстегивание рычагов

Механизм для расстегивания состоит из наконечника троса, и хомута, смонтированного на одном из тормозных рычагов.

  • Сначала резиновую гофрированную оболочку троса, которая находится между тормозными рычагами, отодвигаем в сторону винта крепления троса и обнажаем весь наконечник троса.
  • Потом рукой сжимаем и сдвигаем тормозные рычаги друг к другу, выводя наконечник троса из хомута.
  • Опускаем хомут вниз, и разводим тормозные рычаги в стороны. Готово.
Читайте так же:
Как отрегулировать турбину для дизельных двигателей

Теперь можно менять колодки, снимать колеса.

Настройка рычагов

Тормозные рычаги приходится регулировать достаточно редко. Обычно они требуют регулировки только после установки. Единственное, что можно отрегулировать на тормозных рычагах — это усилие отводящих пружин.

Проверка необходимости регулировки: Сжимаем и отпускаем тормозную рукоятку несколько раз . Оба тормозных рычага должны отклоняться на одинаковый угол по обе стороны от колеса, а после отпускания рукоятки они должны возвращаться на свои места. Если этого не происходит, то надо отрегулировать усилия отводящих пружин. Для этого на каждом рычаге есть регулировочный винт.

Вращая эти винты, надо добиться баланса между рычагами.

Заворачиваем регулировочный винт на том рычаге, который отклоняется слишком слабо, и отворачиваем его, если рычаг отклоняется слишком сильно.

Разновидности ободных тормозов

Ободные тормоза разделяются на несколько типов:

  • клещевые;
  • кантилеверы;
  • V-brake (векторные механические);
  • с гидравлическим приводом.

устройство ободных тормозов

Схематичное изображение ободных тормозов

Клещевые тормоза – ранее популярные модификации, сейчас на рынке встречаются редко. Являются классической моделью ободного тормоза с закреплением к вилке или перьям рамы велосипеда. Особенности конструкции и принцип работы:

  1. Состоят из ручки, приводного троса, двух подвижных дуг и тормозных колодок.
  2. Ручка закрепляется на руле велосипеда, от нее протягивается трос и закрепляется на зажимной стороне дуг. Сам корпус крепится строго над колесом, к нижним креплениям дуг прикручиваются колодки.
  3. Через трос усилие напрямую передается на зажимную часть дуг, благодаря чему они сжимаются, и колодки соприкасаются с ободом.
  4. За разжатие отвечает встроенная между рычагами упругая металлическая вставка или пружина.

Рычаги имеют единую ось вращения и движутся навстречу друг другу как клешни пассатижей. Отсюда и название – клещевые. Преимущества – легкость монтажа, простая настройка. Минусы – слабое тормозное усилие, низкая модуляция, высокая истираемость колодок, требуют частой отладки. Устанавливаются на шоссейно-гоночных байках и дополнительно как передний ободной тормоз на дорожных моделях.

Клещ на переднем колесе

Клещ на переднем колесе шоссейника

Ко второму типу исчезающих тормозов относятся кантилеверы. Принцип их работы заключается в раздвижке рычагов под действием натянутого поводка. Принцип работы кантилеверного тормоза:

  1. Через главный трос усилие передается на перемычку.
  2. Трос тянет перемычку наверх, закрепленный на ней поводок вытягивается.
  3. Поводок соединяет оба рычага, которые жестко закреплены на раме.
  4. За счет сближения рычагов колодки приближаются к ободу.

Кантилеверы устойчивы к грязи, не задевают покрышку и легко устанавливаются. К существенным недостаткам относятся:

  • снижение тормозной силы по мере вытягивания поводка;
  • требуется создать высокое усилие для полной остановки велосипеда;
  • сложность регулировки.
Читайте так же:
Славута регулировка зажигания и карбюратора

В оправдание последнего стоит отметить, что регулировать положение колодок можно в широких пределах.

Кантилевер с верхней тягой

Кантилевер с верхней тягой также можно ставить на переднее колесо как дополнительный

V-brake – распространенный тип ободных тормозов на скоростных велосипедах. По сравнению с кантилеверами, обладает более высокой точностью и долговечностью колодок. Также их легко снять и отремонтировать самостоятельно.

По конструкции векторы частично схожи с кантилеверами: с помощью болтов рычаги переднего тормоза крепятся на вилке, заднего – на верхних перьях. Между собой ножки связаны стягивающим тросом. Приводной трос подведен к одной стороне, но благодаря прямой форме «стяжки» усилия одинаково передаются на оба рычага.

V-brake

V-brake популярны на МТБ

Гидравлические велосипедные ободные тормоза – более совершенная модель механического аналога. Система привода состоит из управляющего цилиндра, гидролинии и силовых цилиндров. Усилия от ручки передаются на главный цилиндр, который через масло воздействует на силовые цилиндры. Те, в свою очередь, сдвигают колодки навстречу друг другу.

Достоинства – высокая сила сжатия и эффективность, отличная модуляция. Недостатки – ухудшение работы при засоре гидролинии, сложный ремонт. Используется подобный тип тормозов для фрирайда и триала.

У тормозов ободного типа малый ход колодок, за счет чего они меньше изнашиваются при эксплуатации. К существенному недостатку такого подхода относится невозможность использоваться на колесах даже с незначительными искривлениями обода. Чувствительные тормоза будут задевать колесо на ходу, что вызовет снижение скорости и повышенный износ колодок.

Регулировать положение тормозных колодок проще следующим образом: прижать руками одну из колодок вплотную к ободу, отрегулировать ее положение. Следите чтобы колодка не была слишком низко (край колодки ниже обода), но и не была слишком высоко – колодка задевает за покрышку.

На следующий момент хочу обратить особое внимание, поскольку про него мало где понятно написано. Пока гайка которой закреплена колодка не закручена, колодка имеет три степени свободы: шайбы образуют что-то типа шарового шарнира. (Обращали внимание как там много шайб? Вот для этого они и нужны!). Считается что передний край колодок должен касаться обода чуть раньше чем задний. Поэтому делаем так: под задний конец подкладываем небольшую прокладку (см. рис).

Такое количество шайб нужно чтобы получилось что-то типа шарового шарнира:

Вот теперь можно закрутить гайку, которая фиксирует колодку.

Третий шаг. Центрируем положения рычагов

На этом шаге надо закрепить тормозной тросик: чтобы тормозные колодки хоть немного касались ободов если нажать на тормозную ручку. Внизу рычагов есть специальные болты, которые регулируют натяжение пружин, которые прижимают колодки к ободу.

Читайте так же:
Карбюратор к 133 регулировка поплавка

Настраиваем следующим образом: нажимаем на тормоз и смотрим какая из колодок касается раньше. У той, которая коснулась раньше – увеличиваем натяжение пружины (или наоборот, осблабляем с другой стороны). Надо добиться того, чтобы колодки касались обода одновременно.

Четвертый шаг. Регулируем расстояние от колодок до обода

Я считаю что это расстояние должно быть по возможности минимальным. (1-2 мм., если обод ровный). Но тогда тормоза будут работать очень остро – малейшее нажатие приводит к резкому торможению. Поэтому расстояние можно делать чуть больше.

Регулируется расстояние в два шага: сначала за счет винта, которым тросик крепится к тормозам. Потом тонкая настройка на тормозной ручке.

Большая шайба выполняет роль фиксатора: когда она закручена винт регулировки натяжения троса нельзя повернуть.

Виды и характеристики

За время своей эволюции ободные тормоза прошли долгий путь. До нас они дошли в виде клещевых, кантилеверных, V-brake и гидравлических систем. Каждый тип имеет свои специфические особенности, преимущества и недостатки.

Ободные тормоза

Клещевые тормоза

Внешний вид напоминает клещи, с аналогичным принципом работы. Тормозные рычаги находятся в Х-образном соединении, крепятся к несущей раме в одной точке. Простота конструкции и несложная настройка не выводят данную модель в топ популярности.

Причина – ненадежность конструкции и относительно большой вес. При попадании комков грязи, неправильной центровке, деформации обода, рычаги перекашиваются, что вызывает ряд дополнительных проблем. В том числе усиленное трение колодок, и их преждевременный износ. Не менее весомый недостаток – определенные ограничения в использовании покрышек с широким профилем.

Кантилеверные системы

Прообраз V-brake тормозов. Постепенно вытесняются последними из-за ряда конструктивных недочетов. К минусам относятся — незначительная мощность торможения, необходимость частого регулирования. Системам подобного типа, даже дорогих брендов, требуется время и определенный пробег для притирки колодок. До окончания процесса притирания, тормоза функционируют достаточно посредственно.

Системы V-brake

Векторная конструкция – на сегодняшний день наиболее продвинутая и популярная версия ободных тормозов. Рычаги, с прикрепленными колодками соединены тросиком и примыкают к колесу в виде буквы V. Характеризуются простотой обслуживания, высокой надежностью, незначительной массой.

За последние годы V-brake комплекты завоевывают передовые позиции в профессиональном спорте, отыгрывая их у систем дискового типа. Причина – повышенная безопасность при эксплуатации. Так на проходящих в 2015 году гонках Тур де Франс гонщик сильно покалечил руку в результате падения и попадания предплечья на вращающийся ротор дискового тормоза, двигавшегося впереди велосипеда. Последствия – многие гонщики находят оправданным переход на тормоза векторного типа.

Гидравлические

Система включает конструктивные особенности и недостатки вышеперечисленных моделей. Главным отличием является то, что момент силы передается от ручек управления на рабочие поверхности колодок при помощи тормозной жидкости, вместо тросиков. Появляется дополнительный комфорт, легкость в управлении, чувствительность тормозов. Однако, по мнению многих пользователей, такой тюнинг не оправдывает высокой цены и сложности ремонта. Поэтому данные системы считаются настоящей экзотикой.

Читайте так же:
Назначение регулировки зазоров между клапанов

Центрирование

Установите колодки по центру обода. Используйте установочные винты на боковых сторонах суппортов, чтобы центрировать колодки к ободу. Рычаги двигаются вместе с регулированным винтом. Затягивание центрирующего винта увеличивает натяжение возвратной пружины. Ослабление центрирующего винта расслабляет пружину. Регулировки могут быть сделаны с любой стороны.

настройка тормозов

Настройка и замена колодок для V-Brake

Бывает так – вы купили велосипед. Сначала все идеально, передачи переключаются, тормоза отменные. Но, со временем, тормоз начинает барахлить: торможение не такое эффективное, появляется странный звук, колодки начинают тереть об движущее детали. Не делайте поспешные выводы о том, что Вам продали не качественный велосипед. На самом деле система тормозов, как и любой другой механизм на вашем велосипеде требует ухода, и, время от времени, технического обслуживания. Скажу даже больше, ездить на велосипеде, тормоза на котором не обслуживались, вовсе не безопасно.
В нашем магазине ARDIS-BIKE по адресу: г. Киев ул. Ларисы Руденко 9а мы проводим полное техническое обслуживание и настройку велосипеда, все что нужно Вам, это привести своего «двухколесного друга» к нам, рассказать нашим мастерам, что Вас беспокоит и что вы хотели бы изменить в вашем велосипеде и наша команда с радостью поможет Вам во всех вопросах.
Но, бывают моменты, когда Вы сами желаете разобраться в принципе роботы велосипедных систем, а может уже обладаете какими-то азами, но Вам требуются какие-то подсказки. Изложенный ниже материал поможет вам в настройке велосипеда.

Мы расскажем как заменить колодки и настроить ободные тормоза, если же на вашем велосипеде установлены дисковые тормоза, то Вам поможет эта статья.

Так же купить все необходимые запчасти и компоненты вы можете в нашем магазине или на этом сайте в разделе тормозные системы .

Рассмотрим настройку и обслуживание ободного тормоза.

Мы уже рассматривали конструкцию и разновидности ободных тормозов в нашем блоге , поэтому будем считать, что с конструкцией его вы уже знакомы.
Во многом, изменить усилие своих тормозов можно благодаря перенастройке тормоза, или же подкрутив регулировочный болт на ручке тормоза.
Замена колодок производится, когда их поверхность сотрется до уровня канавок для оттока грязи (есть на всех колодках v-brake). Т.е. рабочая поверхность становится абсолютно ровной. Причем если это произошло, только с одного края колодки, это говорит о том, что они были неправильно установлены. И их опять же надо заменить.

Читайте так же:
Регулировка кулисы кпп на симболе

Замена колодок:

Инструмент, который нам понадобиться, это шестигранник на 5, шестигранник на 3, крестовидная отвертка, и пассатижи.
Раскройте тормоз, сведя тормозные рычаги рукой и вынув из паза металлический дугообразный наконечник рубашки, из которого выходит трос.
Если вы ставите простые новые колодки, то главное наденьте в нужной последовательности все прокладки и шайбы, из которых состоит крепеж колодок. А лучше если вы запишите или зарисуете последовательность, в которой они у вас были. Иногда колодки бывают левые и правые. Это всегда указано на самих колодках.

Картриджные колодки меняются еще проще. Они имеют металлическую основу, и меняется только резиновая накладка. Для этого надо вынуть фиксирующий шплинт, который закрепляет накладку в колодке, и выдвинуть резиновую накладку. Вставьте новые накладки и зафиксируйте шплинтом. Не перепутайте левую и правую иначе не сможете их закрепить.
После того как новые колодки были установлены, их нужно настроить.

Настройка тормозов:

Первое что нужно сделать, это убедится в том, что колесо выставлено ровно.
Второе что нужно сделать-стоит закрутить до конца на самом ручке регулировочный болт и отпустить тормозной трос на рамке.
После этого наша рамка с колодками движется свободно и необходимо уделить внимание положению колодок, это пожалуй основной процесс, поскольку именно колодки контактируя с ободом заставляют Ваш велосипед замедляться. Колодки должны быть расположены параллельно резине и ни в коем случае не трогать ее. Согласно ниже представленным рисункам убедитесь, что колодки на вашем велосипеде установлены правильно.

После того, как колодки были выставлены, а тросик зафиксирован в рамке обратно — между колодками и самим ободом должен оставаться небольшой зазор в пару миллиметров, а само колесо должно ходить свободно, колодки не должны тереться об обод. Таким образом, мы регулируем желаемый ход тормозной ручки, его можно изменить, отпуская либо же наоборот, подтягивая трос относительно тормозному рычагу.
Дальше смотрим на положение рычагов и прижатие колодок при нажатии ручки тормоза, обратите внимание, что колодки должны ходить синхронно относительно друг другу, если же этого не происходит и одна сторона прижата, а другая нет, то следует перетянуть регулировочные болты на пружинах, которые расположены у шарниров, крепящих рычаги (лапки). Регулировка происходит путем отпускания одной стороны и пропорциональному подкручиванию другой.
После того как рамка выставлена и все работает синхронно настройка ободного тормоза может быть закончена.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector