Тормоза дисковые или ободные: что лучше
Тормоза дисковые или ободные: что лучше?
Скорее всего, никто не будет сомневаться в том, что тормоза являются одной из самых важных частей велосипеда. От исправной работы тормозной системы напрямую зависит здоровье и жизнь не только самого велосипедиста, но и всех участников движения. Поэтому логично заключить, что при покупке велосипеда необходимо выбрать надежную модель с крепкой тормозной системой, которая позволит в экстренной ситуации на дороге за короткий промежуток остановить велосипед, независимо от погодных и дорожных условий. Однако, выбирая велосипед, можно с легкостью запутаться в разнообразии тормозных систем, их характеристиках и рекомендациях. Поэтому стоит для начала разобраться, какие существуют тормозные системы, а также сравнить преимущества и недостатки того или иного тормозного устройства.
Какими бывают тормоза
На сегодняшний день существует четыре вида тормозных систем, которые устанавливаются на велосипеды. Все они имеют свои преимущества и недостатки, с которыми приходится мириться любителям велосипедной езды. Тормоза бывают таких видов:
- ножные (педальные);
- ободные (v-brake —«вибрейки»; с- brake—«сибрейки»);
- дисковые механические;
- дисковые гидравлические.
Замена и регулировка велосипедного V-образного тормоза
Тормоз является важной частью каждой части велосипеда, опасной для жизни, и, поскольку тормозная колодка является расходным материалом, необходимо регулярно проверять эффективность и заменять тормозную колодку.
Тип тормоза
«Тормоза с суппортом» и «V-образные тормоза» — обычные велосипедные тормоза.
Тормоза с суппортом в основном используются на шоссейных велосипедах, а V-образный тормоз — на горных и кроссовых.
Большая разница между суппортом и V-тормозом заключается в том, «как слышны тормоза».
По сравнению с суппортом тормоза V-Brake обладают более сильным тормозным эффектом и характеризуются возможностью работать с толстыми шинами, но говорят, что он не подходит для использования на дорогах, потому что тормозное усилие слишком велико.
Тормоз суппорта и V-образный тормоз управляют разными тормозными рычагами, и тормозной рычаг для суппорта не может тянуть V-образный тормоз из-за небольшого припуска на натяжение, а для V-тормозного механизма требуется тормозной рычаг для V-тормоза. Уменьшая длину рычага V-образного тормоза, «Mini V-Brake» также может работать с тормозным рычагом для суппортов, который имеет небольшой припуск на тягу.
Поскольку V-образный тормоз представляет собой устройство, использующее «принцип рычага», эффективность тормоза зависит от длины руки.
Обычный V-образный тормоз имеет длину рычага 102 мм, а мини-V-образный тормоз имеет длину рычага 85 или 90 мм. Чем короче длина рычага, тем короче припуск на рычаг и тем слабее тормозной эффект.
Выражение «мини-V-тормоз» создает впечатление, что рычаг дорожного тормоза принудительно задействует V-образный тормоз, но мини-V-тормоз изготовлен в соответствии с рычагом дорожного тормоза и принудительно используется отдельно.
Используемые инструменты и детали
Для замены тормозного рычага и тормоза не требуются специальные инструменты, и вы можете работать с шестигранным ключом, но удобно иметь кусачки для резки проволоки.
Набор «Инженер Ratchet Stubby»
Резак для проволоки Hozan
Стандартный комплект тормозных тросов Shimano
TEKTRO RL740
TEKTRO RX5
Супер Джамбо Вако
Смазка Shimano Premium Grease
Шестигранный ключ (шестигранный ключ)
Необходимо при установке тормозного рычага и регулировке регулировочного болта тормоза.
Кусачки
Провода, которые имеют тенденцию разваливаться при разрезании плоскогубцами или кусачками, можно аккуратно обрезать.
Тормозной трос
Некоторые внешние и внутренние тросы продаются отдельно, но, если вы не особо разбираетесь в этом, рекомендуется стандартный комплект тормозов Shimano.
Рычаг тормоза / мини-тормоз V
Будьте осторожны, есть комбинации тормозов.
Очиститель / смазка деталей
Очиститель деталей используется при снятии или установке ручки ручки.
Смазка нанесена на болты и внутренние тросы, фиксирующие тормоза.
Замена и регулировка клинового тормоза
Сначала снимите имеющийся тормоз.
Ослабьте болт на задней стороне и снимите тормозной рычаг и рычаг переключения передач.
Ослабьте болт клинового тормоза и снимите фиксированный тормозной трос.
Захват можно легко снять, вставив насадку очистителя деталей, такого как «Super Jumbo», и впрыснув очиститель.
Тормоза и переключатели легко снимаются, сняв ручку.
Также снимите V-образный тормоз, открутив болты.
Очистите место крепления тормоза и нанесите смазку.
В месте установки тормоза есть три отверстия, а прочность пружины можно регулировать положением установочного отверстия.
К части тормозной колодки прикрепляется толстая проставка, которая регулирует расстояние между тормозной колодкой и ободом.
В дополнение к прокладке имеются три шайбы, две из которых прикреплены таким образом, чтобы размещать корпус тормоза, а оставшаяся одна вставлена перед гайкой, фиксирующей тормозную колодку.
Временно закрепите тормозной рычаг на ручке и прикрепите внутренний трос.
Наконечник внутренней проволоки имеет форму, называемую барабаном, и имеет разную форму для дороги и горного велосипеда.
Поскольку оба конца общего внутреннего троса предназначены для дороги и МТБ, вставьте тот, который соответствует форме тормозного рычага.
Обрежьте внутреннюю проволоку кусачком, чтобы не поворачивать ручку.
Если отрезать слишком коротко, это будет необратимо, поэтому безопаснее отрезать немного дольше.
Установите ведущую трубу.
Отрегулируйте длину внешнего провода от рычага тормоза до подводящей трубы.
Наружная проволока тоже перерезается кусачками.
Если отверстие будет раздавлено, внутренняя проволока будет зажата и отрицательно повлияет на работу тормоза.
Проденьте внутренний трос через внешний трос и плотно вставьте его в рычаг тормоза.
Пропустите внутренний провод через выводную трубу и вставьте внешний кабель в выводную трубу.
Пропустите трос через крепежный винт, временно зафиксируйте его и потяните за рычаг тормоза, чтобы отрегулировать трос.
После временной фиксации троса нужно несколько раз потянуть за рычаг тормоза, чтобы устранить провисание троса.
Закрепите трос с ободом и тормозной колодкой на расстоянии около 5 мм и отрегулируйте высоту и угол так, чтобы тормозная колодка касалась обода.
Поверните винт и потяните рычаг тормоза, и, проверяя расстояние между тормозной колодкой и ободом и является ли тормоз «односторонним», потяните рычаг тормоза несколько раз, чтобы сделать расстояние между левой и правой тормозными колодками и обод такой же. Повторяйте регулировку до тех пор, пока он не станет.
Когда регулировка завершена, установите шину в плавающее положение для подтверждения и поверните ее.
Как и в случае с передним тормозом, задний тормоз обрезается путем регулировки длины провода от тормозного рычага до тормоза после установки тормоза.
Отрегулируйте длину внешнего троса от рычага тормоза до внешнего приемника троса и прикрепите торцевую крышку, чтобы зафиксировать его.
Также со стороны заднего тормоза пропустите внешний трос от приемника внешнего троса к подводящей трубе заднего тормоза.
Регулировка тормозных колодок такая же, как и переднего тормоза.
Наконец, если провода спереди и сзади находятся на расстоянии более 3 см от крепежных болтов, обрежьте их и установите концевые заглушки.
статьи по теме
Что лучше v-brake или дисковые тормоза?
V-Brake (ободные тормоза) и дисковые тормоза в первую очередь отличаются конструкцией и местом расположения на велосипеде. Тормоза v-brake крепятся к раме или на рулевой вилке в верхней части, таким образом, что бы тормозные колодки закреплённые на рычагах, синхронно прижимались к ободу колеса осуществляя торможение. Дисковые тормоза крепятся ближе к оси колеса. Тормозной диск закрепляется к колесной втулке, который при торможении с обеих сторон прижимается колодками, иными по форме и способу установке чем в тормозной системе v-brake.
Преимущества тормозов для велосипеда типа v-brake
1. Первым и самым главным для многих преимуществом является, сравнительно низкая цена.
2. Относительно несложная установка и ремонт, неприхотливость.
3. Низкая цена на запасные части.
4. Простая конструкция.
5. Колодки в основном однотипные, легко найти в любом магазине специализирующемся на продаже и ремонте велосипедов.
Недостатки тормозов для велосипеда типа v-brake
1. Требуется высокое качество сборки колеса. При наличии так называемой «восьмерки» на колесе, существенно понижается эффективность торможения и приводит к быстрому износу колодок.
2. При попадании влаги на обод колеса так снижается эффективность торможения.
3. Снижается ресурс обода колеса из-за трения колодки.
Преимущества тормозов для велосипеда типа дисковые
1. Эффективность тормозной системы не зависит от того на сколько ровный обод.
2. Прекрасно работают в любых погодных условиях, будь то снег, дождь и грязь.
3. Обеспечивают мощное тормозное усилие.
4. Не изнашивают обод.
Недостатки тормозов для велосипеда типа дисковые
1. По причине сложности конструкции стоимость ремонта данной тормозной системы в разы больше, чем ремонт системы v-brake.
2. Очень большое количество разновидностей колодок. Могут возникнуть трудности с поиском подходящих Вам.
3. Повышается нагрузка на спицы и втулку.
4. Диск легко деформировать. В основном не подлежит ремонту.Поэтому при ударе дисковый тормоз может прийти в негодность.
Типы колодочных или ободных конструкций
На сегодняшний день это наиболее распространенная и популярная конструкция, которая устанавливается на большинстве веломашин. Существует три типа колодочных блоков:
- кантилеверные;
- клещевые;
- V-brake.
Они имеют несколько отличий, но их принцип действия одинаков: на рычаги поступает усилие, которое через тросы прижимает колодки к ободу колес, замедляя их вращение. Их балансировка осуществляется смещением колодок. Для этого ослабляются крепежные гайки, и каждая из колодок позиционируется относительно обода. При этом необходимо выдержать расстояние не менее миллиметра между покрышкой и колодкой. Натяжение троса устанавливается полой гайкой на ручке торможения. Особенности и порядок настройки ободных блоков V-brake подробно описаны в видеообзоре https://youtu.be/fAu7p5nZ1Ok .
Для кантилеверных систем применяется регулировка досягаемости с помощью расположенного в ручке винта, который меняет натяжение троса, передающего усилия на колодки.
Для клещевых типов настройки ручного тормоза велосипеда выполняются с помощью регуляторов колодок и эксцентрика троса.
Говоря о регулировках ободных систем, следует заметить, что для всех типов они сводятся к настройке положения колодок и силы натяжения троса. Колодочные блоки благодаря своей конструкции имеют высокую эффективность, легкие и недорогие. В то же время попадание на них воды или грязи увеличивает путь до полной остановки, ускоряет износ колесного обода. И еще один нюанс: V-brake нельзя использовать в веломашинах с широкими покрышками.
Итак, если вы не знаете, как настроить ободные тормоза на велосипеде, то следует обратиться к более опытным членам велосообщества, либо к профессиональному механику. Но, все же, проще и удобнее освоить этот несложный процесс самостоятельно, используя многочисленные видеообзоры и описания, содержащиеся в сопроводительных документах к вашей веломашине, тем более, что все необходимые инструменты входят в комплектацию.
Регулирование положения тормозной рукоятки
Положение тормозной рукоятки регулируется под размер ладони велосипедиста и особенности его хвата за руль велосипеда. Для этого на ней имеются соответствующие регулировочные винты и хомуты, которые позволяют переставлять рукоятку ближе — дальше по рулевой трубе, а также регулировать угол наклона ее рычага и величину его хода.
Пользуясь данными регулировочными инструментами, следует установить саму тормозную рукоятку и ее рычаг в такое положение, которое обеспечивало бы наиболее комфортные условия для привода тормозной системы усилием пальцев кисти конкретного велосипедиста. Следует повторить данную регулировку для левой и правой тормозной рукоятки, если тормозные механизмы установлены на обоих колесах велосипеда.