Устройство и регулировка привода сцепления Lada Samara
Любой, уважающий себя автомобилист перед тем, как отрегулировать сцепление на ВАЗ 2114, изучит устройство узла. Это поможет грамотно подойти к решению вопроса и не допустить ошибок.
Конструкция с применением механического привода проста и надежна. По сравнению с гидравликой трос нуждается в минимальном обслуживании, а его смена не сопряжена с трудоемкими процессами. Механический привод состоит из следующих элементов:
- Регулируемый трос в оболочке.
- Педаль управления.
- Рычаг вилки выключения муфты.
- Кронштейн крепления наконечника оболочки троса.
- Кронштейн педалей тормоза и муфты.
Механизм служит для передачи усилия от педали к вилке выключения, которая, в свою очередь, отводит фрикционный диск от маховика. Использование тросовой передачи позволяет избежать таких крупных проблем, как протечка жидкости и периодическое удаление воздуха из системы управления муфтой. В этой цепи самое слабое звено – трос, качество которого временами оставляет желать лучшего. Поэтому замена троса на Samara – довольно частое явление.
Между тем, вопрос, как отрегулировать сцепление на автомобиле ВАЗ 2114, остался актуальным и для тросового механизма. Установка нормативных значений гарантирует оптимальную плотность прилегания ведомого диска к плоскости маховика и корзины при включенной муфте. Также конструкция обеспечивает из салона через педаль полное разъединение (выключение) указанных выше деталей.
Регулировка тросового привода – как ее выполнить?
Если вы при переходе на другую передачу выжимаете сцепление, но вместо этого педаль уходит в пол, это означает, что возникла проблема с тросом сцепления. В подобной ситуации следует как можно более аккуратно доехать до безопасного места на дороге (например, до парковочного канала), остановить машину и выяснить причину выхода из строя рассматриваемого нами механизма.
Некоторые автолюбители уверены, что трос невозможно отрегулировать, по их мнению, помочь может исключительно замена механизма, что не совсем верно. Сами автопроизводители настоятельно рекомендуют не спешить с монтажом нового тросика до того момента, пока не будет выяснена причина его поломки. Зачастую простая регулировка конструкции решает все проблемы. Выполняется она при помощи двух ключей на 17 по следующей схеме:
- контргайка слегка ослабляется таким образом, чтобы регулирующая (натяжная) гайка получила достаточное расстояние для хода;
- после этого производят манипуляции с натяжной гайкой до достижения требуемого уровня натяжения тросика.
Контроль результатов процесса осуществляют посредством нажатия на педаль сцепления с целью определения легкости ее хода. В тех случаях, когда после подтяжки троса никаких изменений в «поведении» педали вы не заметили, нужно снова повторить манипуляции с натяжной и контргайкой. А затем опять нажимать на педаль. Возможно, процедуру натяжки вам придется производить несколько раз. До тех пор, пока вы не добьетесь должного хода педали сцепления.
Здесь главное – не переусердствовать. Если тросик будет перетянут, он сразу же лопнет. А при недостаточной подтяжке механизм не сможет эффективно выполнять свою функцию. Отдельно отметим, что на некоторых автомобилях устанавливаются саморегулирующиеся храповые тросовые механизмы. Регулировать их вручную нет необходимости, так как при эксплуатационном износе их длина корректируется автоматически. Достаточно лишь регулярно выполнять проверку хода педали сцепления.
Причины поломок и решение проблем
Отечественные автопроизводители не отличаются особой надежностью и долговечностью эксплуатируемых деталей и агрегатов. Не является удивительным тот факт, что многие комплектующие автомобилей достаточно быстро выходят из строя и не подлежат дальнейшей эксплуатации. Все это обуславливает наличие у многих автовладельцев характерных проблем в работе механизма сцепления на автомобиле. Однако не стоит обвинять во всех возникающих проблемах только автопроизводителей, поскольку многие неисправности являются следствием небрежной эксплуатации авто самим автолюбителем.
Решение
Регулировка троса должна проводиться как можно чаще. Дело в том, что такие профилактические работы помогают избежать ряда проблем и, соответственно, позволяют сэкономить немалую долю финансовых средств автовладельцев. Нормальная работа механизма сцепления – залог безопасной эксплуатации автомобиля.
Для чего нужен тросик сцепления?
0 03 Ноября 2015
- Для чего нужен тросик сцепления?
- Несколько слов о тросе сцепления и его функциях
- Регулировка тросика сцепления
- Замена тросика сцепления
Когда заходит разговор о самостоятельном обслуживании и ремонте автомобиля, каждый из нас, автолюбителей обязан реально оценивать ситуацию и свои силы. Сразу в голове начинают возникать вопросы касательно того хватит ли практических навыков справиться с определённым видом ремонта. Если же Вы с инструментарием на «ты» и можете различать между собой плоскогубцы и круглогубцы, не брезгуете вымазать руки и частично самого себя маслом, а ремонт автомобиля Вам просто в кайф, то можно смело приступать к работе. Если же Вы не из таких людей, тогда проще по всем параметрам будет обратиться в специализированный автосервис.
Всё это можно отнести к любым видам ремонтных работ, в том числе это касается и сцепления Вашего автомобиля. В частном случае к регулировке и замене троса сцепления. Ну что ж, не будем откладывать всё в долгий ящик и приступим к тросику сцепления. Если выражаться предельно точнее, то тросик сцепления правильно называется трос привода выключения сцепления.
Несколько слов о тросе сцепления и его функциях
Трос сцепления необходимо постоянно регулировать в процессе эксплуатации, что обуславливается естественным износом привода при эксплуатации. Он достаточно быстро поддаётся коррозии, разрывается в самые совершенно неподходящие моменты и тому подобное. Поэтому каждый водитель, который управляет автомобилем на механической коробке передач, просто-напросто должен знать, какие меры необходимо предпринять при выходе из строя троса привода выключения сцепления.
Подробнее о том, как заменить и отрегулировать механизм троса сцепления мы расскажем далее в этой статье. Для начала расскажем об этом в двух словах. Педаль сцепления и тросик соединяются между собой при помощи винтов. Другой конец троса так же крепится винтов ко втулке в щите. Трос прикручивается к педали достаточно крепко и надёжно, а к втулке гораздо свободнее. За счёт этого механизм вращается абсолютно без каких-либо затруднений. Кроме того необходимо установить упор под педалью, предохраняющий трос от разрыва.
Когда Вы будете выжимать сцепление, тросик или гидравлический поршень начинает двигать вилку, воздействующую на выжимной подшипник, который упирается в пружины нажимного диска. Они находятся в постоянной готовности прижать диск сцепления к нажимному диску. В этот момент вилка сцепления отсоединяет трансмиссию от силового агрегата.
Регулировка тросика сцепления
Если в момент переключения на другую передачу Вы выжимаете сцепление, а вместо этого педаль утапливается в пол, это напрямую может означать, что проблема возникла именно с тросом сцепления. В данной случившейся ситуации следует очень аккуратно доехать до наименее безопасного места на дороге, припарковать автомобиль и определить причину, по которой вышел из строя трос привода выключения сцепления.
Есть такие автолюбители, которые уверены в том, что регулировка троса сцепления бессмысленное занятие, ибо поможет только замена этого механизма, что является не совсем верным утверждением. Сами автомобильные производители рекомендуют не торопиться с монтажом нового тросика сцепления до момента выяснения реальной причины поломки. В большинстве случаев регулировка конструкции тросика сцепления решает все проблемы. А выполнить её можно лишь с помощью двух ключей на 17 по следующей инструкции:
— контргайку необходимо слегка ослабить таким образом, чтобы натяжная гайка получила достаточно место для своего хода;
— после этого произведите манипуляции с натяжной гайкой до достижения желаемого уровня натяжения троса.
Результаты процесса проверьте нажатием на педаль сцепления для проверки лёгкости её хода. Если после того как трос сцепления был подтянут и педаль по прежнему продолжает проваливаться, повторите процедуру с натяжной и контргайкой ещё раз и потом снова нажать на педаль. Возможен тот факт, что натяжку Вам придётся провести ещё не один раз до тех пор, пока ход педали сцепления не приобретёт должной упругости или мягкости.
Но главное не переусердствуйте здесь. Если тросик сильно перетянуть, то он сразу же лопнет. А если механизм будет натянут недостаточно, тогда тросик не сможет корректно выполнять свою работу. Хотим отдельно отметить, что некоторые машины укомплектовываются саморегулирующимися храповыми тросовыми механизмами. Они не требуют ручной регулировки ибо при износе во время эксплуатации их длина регулируется автоматически. Просто регулярно выполняйте проверку хода педали сцепления.
Замена тросика сцепления
Если на Вашем автомобиле случился обрыв тросика сцепления, или его регулировка, которую мы описали выше не принесла результатов, которых Вы ожидали, то придётся монтировать новый трос сцепления. У опытных водителей, как показывает практика, в багажнике всегда имеется запасной трос, ибо они научены плачевным опытом его обрыва.
Запасной тросик сцепления можно соорудить своими руками, но специалисты настаивают на том, что самодеятельность в этом вопросе абсолютно излишня. И вот почему. В первую очередь, потому что самодельный механизм очень быстро рвётся. Во-вторых, процесс его самостоятельного изготовления занимает много времени, специального инструмента, дополнительных приспособлений и определённых навыков. Поверьте на слово, лучше купить заводской надёжный тросик чем сделать его своими руками.
Когда Вы уже приступили к замене привода сцепления, в первую очередь Вам нужно будет снять часть пола под педалями из салона автомобиля. Каким-либо другим способом добраться до соединения педали и тросика сцепления просто не получится. Далее найдите место, в котором скрепляются механизм с блоком сцепления или коробкой передач непосредственно и отсоедините его. Трос вытягивайте исключительно через салон.
Просим обратить Ваше внимание! Перед удалением порванного тросика сцепления, обязательно замеряйте его свободную часть, что расположена у коробки переключения передач рядом с нижним наконечником. Демонтаж тросика сцепления необходимо проводить при помощи круглогубцев. Извлекать привод сцепления необходимо в следующей последовательности:
1. Перед тем как приступить к демонтажу старого троса сцепления, замерьте длину его свободной части нижнего наконечника возле коробки переключения передач.
2. Переместите трос вперед и из прорези вилки выключения сцепления выведите наконечник тросика.
3. Из кронштейна крепления на картере коробки переключения передач извлеките демпфер оболочки тросика сцепления.
4. Отсоедините наконечник тросика сцепления от самой педали изнутри салона.
5. Извлеките тросик в сторону отсека двигателя.
6. В обратном снятию порядке, установите новый тросик сцепления.
7. После того, как тросик установлен, проведите его начальную регулировку. Провести это необходимо следующим образом:
7.1. Измерьте расстояние от вилки выключения сцепления до демпфера тросика – 86+5 мм.
7.2. Измерьте расстояние от торца демпфера до наконечника тросика сцепления – 60+5 мм.
7.3. В том случае, если размеры не будут соответствовать указанным, то следует провести регулировку тросика сцепления, задействуя регулировочную гайку.
7.4. Проверьте регулировку: нажмите на педаль сцепления несколько раз и вновь проведите измерения. Если же снова не будет соответствия с указанными цифрами, повторно отрегулируйте тросик. В конце затяните контргайку.
Чем бы Вы не решили заняться, будь то регулировка или замена тросика сцепления, изучите рекомендации автопроизводителя по ремонту системы сцепления, а также уточните в инструкции необходимые для регулировки параметры.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Инструкция по регулировке
Автомобиль Лада Приора оснащен тросом привода сцепления, имеющим храповый механизм. Трос является беззазорным и не требует регулировки, но производители рекомендуют ее проводить при каждом техобслуживании.
Троса сцепления
Для регулировки троса на Лада Приора нужно приготовить отвертку и линейку. Далее процедура состоит из следующих этапов:
- Для выполнения работ необходимо открыть капот.
После регулировки исчезают щелчки,мягче работает педаль привода механизма выключения сцепления.
Педали сцепления
При большом ходе педали сцепления (ПС) происходит не полное выключение сцепления, поэтому оно все равно соприкасается с маховиком силового агрегата. При малом ходе не включается до конца ведомый диск, что приводит к пробуксовке и потере крутящего момента.
Измерять ход педали стоит при возникновении следующих симптомов:
- появляются рывки при начале движения;
- шум и удары при включении передачи;
- западает педаль.
Описанные симптомы говорят о том, что требуется регулировка механизма. Его работу на Приоре можно продиагностировать самостоятельно. Для этого следует завести мотор, медленно отпустить ПС и начать движение. Если при отпускании ПС автомобиль сразу начал двигаться, это означает, что отсутствует свободный ход. Если авто не сдвинулось с места даже при полностью отпущенной педали, значит ее ход превышает норму. ПС должна находиться на одном уровне с педалью тормоза. В этом случае ее полный ход будет находится в пределах 125-135 мм. Возможны колебания до 160 мм.
При регулировке следует ослабить первую регулировочную контргайку тросика, расположенную в отсеке двигателя на кронштейне.
Путем подкручивания второй контргайки регулируется расстояние и ход ПС. Таким образом, достигается нужный результат. После завершения процедуры затягивается первая контргайка.
Если отрегулировать так, что педаль тормоза будет находится выше ПС, то схватывание будет едва педаль оторвется от пола. Если ниже — схватываться будет почти у самого конца. При слишком высоко расположенной ПС быстрее изнашивается корзина. Идеальный вариант — педаль тормоза и сцепления должны находиться на одном уровне.
Для того, чтобы продлить срок службы любого механизма, следует аккуратно пользоваться. Не стоит постоянно держать ногу на ПС, лучше поставить ее слева на полу. При каждом техосмотре Лада Приора рекомендуется контролировать свободный ход ПС и четкость переключения передач и при необходимости выполнять регулировку.
Когда необходима регулировка
Привод сцепления, как правило, при условии, что он не отрегулирован надлежащим образом, располагается либо несколько выше педали тормоза или незначительно ниже. В результате пользоваться им становится совершенно неудобно, что в конечном счете существенным образом повышает риск создания аварийной ситуации на дороге.
Проблема возникает в первую очередь из-за того, что позиция педали по мере износа прокладок, установленных на ведомом диске, изменяется. Чем дольше транспортное средство находится в эксплуатации, тем заметнее данный дефект.
В отношении машин ВАЗ-2115 производитель установил норму хода педали управляющей сцеплением – минимум 12,5, максимум – 13,5 сантиметра. Граничное допустимое отклонение при этом не может составлять более 16 сантиметров.
Кроме всего прочего, обязательно требуется провести регулировку в ситуации, если рассматриваемый узел перестал полностью отключаться или же пробуксовывает. Сама по себе процедура предполагает проведение отладки путем укорачивания или удлинения троса сцепления, а также и его оболочки.
Гидравлический привод выключения сцепления
По сравнению с механическим гидравлический привод выключения сцепления обладает серьезными преимуществами, особенно в отношении уровня комфорта.
Усилие, необходимое для выключения сцепления, передается от педали сцепления через главный и рабочий цилиндры на рычаг выключения сцепления.
Важным достоинством гидравлического привода (рис. 3. «Гидравлический привод выключения сцепления с главным цилиндром (1), рабочим цилиндром (2), гидравлической магистралью (3) и расширительным бачком (4)«) является возможность преодолевать без потери КПД большие расстояния между педалью и механизмом выключения сцепления (к примеру, в автобусе с задним расположением двигателя).
Кроме этого, колебания, возникающие между шасси и силовым агрегатом, не передаются через привод на механизм выключения сцепления.
Следует также отметить удобство укладки гидравлических магистралей даже в узких местах шасси автомобиля.
В пользу гидравлического привода выключения сцепления говорят также высокий КПД, простота технического обслуживания, отсутствие зазоров, а также большая вариативность в части соотношения усилий на педали и в механизме выключения сцепления.
Главный цилиндр с расширительным бачком
Главный цилиндр гидравлического привода выключения сцепления (рис. 4. «Главный цилиндр гидравлического привода выключения сцепления» и рис. 5. «Главный цилиндр гидравлического привода выключения сцепления с расширительным бачком«) в основном идентичен главному цилиндру гидравлической тормозной системы и поэтому не будет рассматриваться отдельно. Однако в отличие от главного тормозного цилиндра он может не иметь клапана избыточного давления.
Расширительный бачок может быть объединен в узел с главным цилиндром, закреплен на цилиндре с помощью болтов или установлен отдельно и соединен с цилиндром с помощью шланга.
Расширительный бачок должен располагаться над главным цилиндром сцепления. Шланг или трубопровод должны иметь максимально возможное сечение (от 8 до 9 мм).
Рабочий цилиндр
Задача рабочего цилиндра выключения сцепления (рис. 6. «Рабочий цилиндр привода выключения сцепления«) заключается в передаче усилия от ноги, приложенного через педаль сцепления к главному цилиндру, на рычаг выключения сцепления. При этом рабочий цилиндр должен быть расположен таким образом, чтобы его корпус мог воспринимать усилие выключения, действующее на его шток, как реактивную силу, без изгиба и перекоса.
Рабочий цилиндр выключения сцепления не должен находиться в непосредственной близости от источников высокой температуры. Максимальная температурная нагрузка составляет от 70 до 100 °С, при этом в случае достижения максимальных значений необходимо использовать специальные внутренние манжеты. Высокие температуры крайне отрицательно влияют на срок службы резиновых деталей.
В рабочих цилиндрах с возможностью регулировки зазоров предписанный производителем автомобиля зазор обеспечивается путем поворачивания упорного болта с внутренней резьбой, который регулирует ход толкателя.
В беззазорных приводах выключения сцепления возможность регулировки рабочего цилиндра не предусмотрена. В данном случае износ фрикционных накладок ведомого диска сцепления автоматически компенсируется нажимной пружиной в рабочем цилиндре сцепления.
Если в течение примерно, трех минут, при выжатом сцеплении колеса начинают вращаться, это означает, что в гидравлическом приводе выключения сцепления имеется неисправность и необходимо проверить отдельные детали привода.