Барабан тормозной МАЗ: надежные тормоза надежных грузовиков
Барабан тормозной МАЗ: надежные тормоза надежных грузовиков
Барабан тормозной МАЗ: надежные тормоза надежных грузовиков
Все грузовые автомобили Минского автозавода оснащаются тормозной системой с пневматическим приводом и тормозными механизмами барабанного типа. В этой статье вы узнаете все, что нужно знать о барабанных тормозах МАЗ, их устройстве, типах, особенностях эксплуатации и обслуживании, а также о самостоятельном ремонте и регулировках колесных тормозных механизмов.
Из каких деталей состоят
На этой странице вы видите рычаги тормоза для грузовиков с автоматическим подводным регулировочным механизмом, которые поддерживают допустимый зазор между фрикционными накладками и поверхностью барабана автоматически, по мере износа накладок.
Состоят такие узлы из следующих элементов:
- • Кожух подшипника;
- • Упорный подшипник;
- • Корпус конической муфты;
- • Пружина муфты одностороннего вращения;
- • Прямозубая шестерня;
- • Упорная втулка;
- • Уплотнительное кольцо;
- • Червячный вал;
- • Ниппель для смазки;
- • Корпус регулировочного рычага;
- • Опорная пластина;
- • Спиральная пружина;
- • Стопор пружины;
- • Внутренняя и наружная возвратные пружины;
- • Сферическая заглушка;
- • Уплотнительное кольцо;
- • Червячное колесо;
- • Зубчатая рейка;
- • Прокладка;
- • Крышка с рукояткой управления;
- • Болт с потайной головкой.
В трещётках для грузовиков наиболее значимые детали — корпус конической муфты, пружина муфты одностороннего вращения, прямозубая шестерня, червячный вал, спиральная пружина, червячное колесо.
Регулировка ручного тормоза ВАЗ 2110
Первое, что нужно будет сделать при обнаружении неисправности – это регулировка натяжки тросиков ручного тормоза. Для этого загоните авто на яму или подъёмник и выполните следующие действия:
- Подставьте под колёса противооткатные упоры и ослабьте рычаг, опустив его вниз.
- Ослабьте одним ключом контрирующую гайку, а вторым ключом начните подтягивать регулировочную гайку. Затяжку производите до тех пор, пока тросик не перестанет провисать.
- Выполните проверку, потянув вверх рычаг – количество щелчков до полной натяжки должно быть в пределах от 2 до 4. Если всё именно так, оставьте рычаг в этом положении.
- Затяните контрирующую гайку, придерживая от проворачивания резьбу.
- Ослабьте рычаг ручного тормоза и провертье вращение задних колёса – они должны крутиться без сопротивления.
Производитель рекомендует производить подтяжку ручного тормоза раз в 30000 км.
Технические характеристики тягача МАЗ 54323
- длина – 5,982 м;
- ширина – 2,510 м;
- высота – 3,653 м;
- колесная база – 3,550 м;
- внешний радиус поворота – 8,32 м;
- диаметр разворота – 9 метров;
- масса автомобиля – 7,07 т.;
- полная масса – 16,02 т.;
- масса прицепа – 26,92 т.;
- общая масса – 34 т.;
- нагрузка на переднюю ось до 7 т., на заднюю ось до 10 т., на сцепной блок – 8,82 т.;
- объем бака 502 литров;
- тормозной путь с 65 км/ч – 37 м;
- стандартный расход топлива 32,4 литра (65 км/час);
- вес силовой установки со сцеплением 1152 кг;
- блок охлаждения 39,2 л (не считая подогревателя);
- объем для противозамерзающей субстанции 0,22 л;
- омыватель лобового стекла на 2 литра.
Двигатель
Устройство для соединения тягача и полуприцепа МАЗ 54323 с индексом 032 – это полуавтоматический агрегат, в котором есть две степени свободы. На них стоит движок ЯМЗ-238Б:
- Восемь цилиндров;
- Дизель жидкого охлаждения;
- Есть турбонаддув;
- Рабочий объем двигателя 14799 кубических сантиментов;
- Мощность 302 л.с.;
- Крутящий момент – 1178 Н-м (120 кгс-м) при 1220-1400 об. в минуту;
- Расход топлива МАЗ 156 г/л.с. ч.;
- Усредненное давление 894 кПа (9,1 кгс/см2);
- Ресурс работ до капремонта 10 тыс. часов.
Блок цилиндров литой, сделан из чугуна. Поршни также литые из прочного сплава (алюминий и кремний).
Тормозная система
Тормоза оснащены двухконтурным пневматическим приводом. Причем стояночный блок основывается на тормозе кормовых колес, которые имеют пневматический привод. Следует отметить, что есть вспомогательный тормоз, в котором работает моторный замедлитель с пневматическим цилиндром. Таким образом, инсталлирован специальный механизм, препятствующий замерзанию конденсата.
В блоке тормозов также находится барабанный механизм с диаметром 420 мм. Ширина накладной составляет 160 мм. Есть также пневмоприводная система (2 контура), а еще тормозные камеры, в которые вмонтированы аккумуляторы на пружинах.
Стояночный тормозной механизм стоит на задних колесах и работает от пружинных аккумуляторов. Есть запасной тормоз, он дублирует стояночный. Причем вспомогательный тормозной механизм – это своего рода моторный замедлитель, в котором есть пневматическая регулировка. Тормоза у прицепа могут быть двухпроводные и однопроводные.
Подвеска
Передний узел имеет полуэллиптические рессоры, в которых вмонтированы стабилизаторы поперечной устойчивости и амортизаторы (они есть на всех моделях). Задние рессоры сделаны скользящими. Они находятся на двух несущих и двух дополнительных рессорах. Есть также стабилизатор поперечной устойчивости. Все машины МАЗ базируются на рамных шасси, колесная база составляет 3555 мм.
Передняя подвеска собрана из листовых рессор и амортизаторов. В поздних версиях есть торсионный стабилизатор. Задний мост базируется на листовых рессорах и дополнительно инсталлированных пневматических подушках. Некоторые модификации оснащены блокируемым дифференциалом. Силовая установка находится спереди, она закрывается откидной кабиной.
Нагрузка
- общая масса на сцепной блок 8,82 т.;
- снаряженная масса 7 т.;
- передняя ось 4,7 т;
- задняя ось 2,3 т.;
- общий вес 16 т. (6 т. на переднюю ось, 10 тонн – на заднюю).
Нагруженная машина способна разогнаться за одну минуту аж до 60 километров. Тормозной путь при скорости 65 км/ч – 37 метров.
Электропитание
Блоки электропитания имеют 24 вольта. Есть две батареи аккумуляторные, однако можно поставить еще две дополнительные. В механизме присутствует генератор (Г273В), в котором инсталлирован регулятор напряжения. Вообще схема электропитания проста, надежна и эффективна, она может обслуживать сразу несколько узлов.
Трансмиссия
Сцепление имеет один и два диска сухого типа. Коробки передач только механические с количеством скоростей от 5 до 16. На заднем мосту конические пары, а также дополнительные планетарные передачи, заключенные в ступицы. Между мостом и коробкой есть карданный вал. Также присутствуют тормозные узлы, в которых есть пневматический привод. На некоторых моделях можно встретить АБС.
Двухдисковое сцепление производилось (как и движок) на Ярославском машиностроительном заводе, обладало пневматическим усилителем. Главные диски снабжались демпферными прокладками (их внешний диаметр составлял 42,2 см).
Такая трансмиссия обладала двумя скоростями и мультипликатором. Синхронизаторы присутствовали только на кормовых передачах. Передача переключалась с использованием привода «телескоп», который базировался в самой коробке передач.
Кабина
В крыше кабины есть люк большого размера. Потолок имеет большую высоту. С внешней стороны нередко ставился особой формы обтекатель, что улучшало аэродинамические характеристики машины. Кабина для двух человек, есть спальные места (2 штуки). Сидения регулируются по параметрам:
- Длина.
- Высота.
- Угол наклона подушек.
- Угол наклона спинки.
Для северных широт выпускалась модификация «ХЛ», машина могла работать при температуре (-60°С).
Рулевой блок
Конструкция включает в себя:
- Винт;
- Гайка-рейка (шарикового типа).
Последний элемент находился во взаимодействии с зубчатым элементом, который задействован с инсталлированным распределителем усилителя руля. Передаточное число имело коэффициент 23,55. Усилитель руля также снабжен вынесенным цилиндром.
Устройство автомобиля
Не будем подробно описывать все узлы и агрегаты, остановимся лишь на ряде систем.
Тормозная система
Тягачи МАЗ оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами. Для подключения тормозной системы полуприцепа предусмотрен двухпроводной пневматический привод и выводы для питания сжатым воздухом. Пневмосистема, схема которой указана в руководстве пользователя, воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля. Привод пневматический с раздельным торможением передних и задних колес. В приводе установлены электропневматические модуляторы давления антиблокировочной системы (АБС) тормозов.
Отопление
Система отопления и вентиляции включается в себя независимый воздушный отопитель кабины, обеспечивающий комфорт при ночёвке в холодное время года. Также в салоне установлен радиатор с возможностью включения обдува.
Схема электрооборудования
Схема электрооборудования бортовой сети — двухпроводная. Освещение – передние, головные и противотуманные фары, задние противотуманные фонари. Все фары и фонари могут быть включены только после включения габаритных огней. Прерыватель указателей поворотов — электронный 4-канальный, с защитой от короткого замыкания, обеспечивающей при замыкании в одном указателе работу трёх оставшихся.
На автомобиле установлен блок предохранителей, он же — блок коммутационной аппаратуры (БКА3А), куда входят 35 предохранителей (60А — 1 шт, 30А — 2 шт, 16А — 5 шт, 8А — 37 шт), промежуточное реле (22 шт), промежуточное реле стартера (1 шт), прерыватель указателей поворота, реле прерывистой работы стеклоочистителя, зуммер и прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза.
Безопасность обеспечивается центральным аварийным сигнализатором. Подробная электросхема представлена в руководстве по эксплуатации.