Модели коробок переключения передач (КПП) устанавливаемых на автомобили МАЗ
Устройство и схема переключения передач МАЗа зависит от модели коробки передач. Выделяют 5-ти ступенчатую, 8-ми ступенчатую и 9-ти ступенчатую коробку.
5 ступенчатая
Конструкция коробки передач с пятью ступенями в МАЗе включает в себя такие элементы, как:
- первичный, вторичный и промежуточный вал;
- вращающийся подшипник;
- шестерни;
- картер, переключатель и задняя крышка;
- крепежные элементы;
- емкость для масляной жидкости.
Механизм, который переключает передачи, находится в салоне транспортного средства. Когда рычаг переключательного устройства меняет свое положение, происходит сцепление шарнирного соединения с выемкой, которая расположена на одной из осей. В этот момент конец шарнира находится в жестком зацеплении с вилочным устройством. Вилки входят в отверстие на ведущей шестерне переднего хода (передачи №1, 2, 3, 4) или в положении пятой передачи (задний ход). Начинается замыкание в цепи вращающего момента, из-за чего вторичная ось начинает свое движение.
8 ступенчатая
Устройство восьмиступенчататой коробки (КПП-202) включает в себя:
- картер;
- подвижные шестерни;
- вал промежуточного типа;
- шестерни постоянного зацепления;
- ведущий вал;
- шлицы;
- венец зубчатого типа;
- крышку;
- ведомый вал;
- блок шестерен заднего хода;
- осевой механизм реверса.
После того как транспорт двинется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для того чтобы активировать вторую скорость, нужно дождаться момента, когда частота вращения коленчатого вала увеличится до 2000 оборотов в минуту. Этот показатель можно отслеживать при помощи тахометра.
Не рекомендуется начинать переключение передач при меньшем количестве оборотов коленвала, в противном случае механизм выйдет из строя.
Для того чтобы включить задний ход, следует установить рычаг переключателя в нижнее положение.
9 ступенчатая
В конструкцию 9-ти ступенчатой коробки 238 с демультипликатором входят следующие детали и механизмы:
- картер сцепного устройства;
- прокладка;
- вилка переключения скоростей;
- правый вал;
- шайба шестерни реверса;
- ленивая шестерня заднего хода;
- роликовый подшипник вала промежуточного типа;
- крепежные болты и гайки;
- пружинная шайба;
- уплотнительное кольцо;
- стопорное кольцо;
- игольчатый подшипник;
- втулка вилки механизма сцепления.
Перед началом движения необходимо отключить сцепление. Перед тем как трогаться с места, необходимо проверить расположение рычага, он должен быть опущен. Переключение скоростных режимов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующую схему переключения: 1B-2B-3B. Во время дальнейшего движения можно перейти на схему: 4H-5B-5H.
Варианты КПП для большегрузных авто
8-ми ступенчатая КПП МАЗ характерна для транспорта, который имеет высокую грузоподъемность.
9-ти ступенчатые версии устанавливаются не только на мощные грузовики, но и на обычные автомобили.
5-ти ступенчатые КПП присутствуют на автомобиле МАЗ-500 с дизелем ЯМЗ-236.
16-ти ступенчатые версии встречаются на самосвалах, автомобилях КамАЗ. Масса коробки при этом превышает 250 кг. КПП ЗФ16S имеет переходную плиту, которая сообщается с двигателем, коробкой передач.
Перечисленные версии отличаются большой надежностью, продолжительной рабочей способностью.
Автомобиль МАЗ с КПП ZF решают приобрести те, кто хочет насладиться полноценной ездой как в городских условиях, так и по пересеченной местности. Нередко данный тип КПП встречается на снегоуборочной технике.
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
Автомобили ГАЗ
Автомобили ЗИЛ
Автомобили КАМАЗ
Автомобили МАЗ
Автомобили КРАЗ
Автомобили УРАЛ
Работы по регулировкам и ремонту КПП Маз-5551, 5335
На грузовых автомобилях Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 устанавливается коробка передач ЯМЗ-236.
Регулировка привода коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в регулировке привода коробки передач при различных признаках неисправности.
Так, если не включаются IV и V передачи КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а остальные включаются, то необходимо следующее:
— нанести метки совмещения на тягу 10 (см. рис. 53) и наконечник 8;
— отпустить стяжные болты 9 наконечника тяги и повернуть наконечник 8 на тяге против часовой стрелки (если смотреть по ходу автомобиля) на 4—5°, что соответствует смещению одной метки относительно другой около 1 мм;
— затянуть стяжные болты 9 и проверить включение передач.
При необходимости дополнительно повернуть наконечник тяги.
Если не включаются I передача и задний ход КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а остальные передачи включаются, то порядок регулировки аналогичен описанному выше, за исключением того, что наконечник 8 следует поворачивать по часовой стрелке (если смотреть по ходу автомобиля).
Рис. 53. Привод коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — рычаг переключения передач; 2 — рычаг механизма переключения; 3 — валик переключения передач; 4 — картер механизма дистанционного переключения передач; 5 — промежуточный рычаг переключения передач; 6 — палец; 7 — серьга шарнира; 8 — наконечник тяги; 9 — стяжные болты; 10 — тяга; 11 — промежуточный механизм; 12 — стопорный болт; 13 — поперечный валик.
При касании рукоятки рычага 1 панели приборов или кожуха кабины провести следующую регулировку:
— установить рычаг 1 в нейтральное положение;
— отсоединить наконечник тяги 10 от серьги 7 и убедиться в том, что рычаг 2 находится в нейтральном положении. Вилка должна находиться в вертикальном положении, и при угловом покачивании должно ощущаться сопротивление вращению;
— зафиксировать поперечный валик 13 промежуточного механизма управления стопорным болтом 12, завертывая его до упора в коническое отверстие на валике;
— с помощью наконечника 8, предварительно ослабив стяжные болты 9, отрегулировать тягу 10 по длине так, чтобы палец 6 входил в отверстие вилки наконечника 8 и серьги 7 свободно, без дополнительных перемещений для совпадения отверстий, и соединить наконечник с серьгой, затянуть стяжные болты наконечника;
— отвернуть стопорный болт 12 на пять оборотов и законтрить гайкой.
Ремонт коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Определение причины и устранение неисправности в коробке передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 редко вызывают необходимость ее полной разборки.
В отдельных случаях для устранения неисправности можно ограничиться снятием крышки коробки передач, для чего сначала снимают механизм дистанционного управления коробкой.
Если же требуется заменить или отремонтировать детали, расположенные в картере коробки передач, ее необходимо снять с автомобиля.
Для этого следует прежде всего, слив масло из коробки передач, отсоединить от нее карданный вал, отсоединить тягу привода механизма переключения передач от крышки механизма переключения и тягу привода сцепления от рычага муфты сцепления и снять кронштейн дополнительной опоры коробки передач.
Подведя подъемную тележку под картер коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, поджать коробку, отвернуть болты крепления коробки к двигателю, отсоединив хвостовик ведущего вала коробки, опустить коробку на тележку.
В дальнейшем для устранения какой-либо неисправности или замены отдельных деталей достаточна разборка коробки передач на отдельные узлы.
Для разборки коробки передач ее рекомендуется устанавливать на стенде с поворотной площадкой.
Разборку коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 начинают со снятия механизма дистанционного переключения и верхней крышки коробки передач.
При этом необходимо следить за тем, чтобы не повредить уплотнительные прокладки.
Снимают муфту выключения сцепления с крышки подшипника ведущего вала, предварительно отсоединив шланг смазки муфты и оттяжные пружины от вилки.
Вынимают вал вилки выключения сцепления, предварительно вывернув стяжной болт и повернув вал на 180°. При этом можно пользоваться мягкой выколоткой.
С помощью универсального съемника снимают фланец с ведомого вала КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и болтов-съемников, крышку с ведущего вала в сборе с сальником и прокладку.
Ударяя алюминиевым молотком по ведущему валу и покачивая его рукой, извлекают ведущий вал в сборе с подшипником. Чтобы извлечь из картера ведомый вал, необходимо сначала снять крышку заднего подшипника и с помощью съемника выпрессовать задний подшипник ведомого вала, предварительно сняв с него стопорное кольцо.
Ведомый вал КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в сборе с шестернями извлекают из картера коробки с помощью проволочных захватов, снимая со шлицев шестерню I передачи и заднего хода.
Промежуточный вал извлекают аналогичным образом после снятия крышки заднего подшипника промежуточного вала, упорной шайбы и заднего подшипника промежуточною вала.
Затем снимают с картера коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 масляный насос и прокладку.
Чтобы вынуть из картера блок шестерен с подшипниками и промежуточной втулкой, необходимо сначала при помощи съемника выпрессовать из картера ось блока шестерен заднего хода.
Необходимость дальнейшей разборки коробки передач определяется внешним осмотром.
Разборка ведущего вала не вызывает затруднений, так как после снятия кольцевой гайки крепления подшипника последний спрессовывают с помощью съемника.
При разборке ведомого и промежуточного валов КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо прежде всего с помощью универсальных съемников спрессовать подшипники и специальными съемниками снимать замковые пружинные кольца подшипников и шестерен.
Для дальнейшей разборки ведомого вала снимают синхронизаторы IV и V передач. Чтобы снять с вала шестерню V передачи, вынимают из паза на валу замковую шпонку.
Затем, развернув на один шлиц, при помощи отвертки снимают упорную шайбу шестерни V передачи.
Под прессом с ведомого вала КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 через оправку и деревянную прокладку спрессовывают втулки шестерен и синхронизаторов, снимают шестерни и синхронизаторы II и III передач.
Окончательную разборку промежуточного вала после снятия подшипников и замковых колец также выполняют под прессом или с помощью универсального съемника.
Прежде всего спрессовывают шестерню привода промежуточного вала, затем шестерни V и III передач, снимают распорную втулку, наконец, спрессовывают шестерню II передачи.
Разборка крышки коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с механизмом переключения передач, а также масляного насоса коробки передач обычно не вызывает особых затруднений.
После разборки узла коробки передач детали промыть в керосине или в дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом.
Наружным осмотром выявляют трещины, обломы, срывы резьб, выкрашивание и обломы зубьев шестерен и другие повреждения.
Если есть трещины или обломы зубьев, а также повышенный износ зубьев, шестерни заменяют.
У синхронизатора возможны ослабление посадки штифтов муфты на каретке, износ конусных колец, износ зубьев кареток и износ шлицевых отверстий.
При ослаблении муфты на каретке синхронизатора КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 негодные штифты высверливают и вместо них ставят новые с обваркой латунью. Место заварки зачищают.
При определении степени износа бронзовых конусных колец обойм синхронизаторов пользуются сопрягаемыми с ним конусными поверхностями соответствующих шестерен.
При насаживании кольца на шестерню замеряют зазор между торцом зуба и обоймой синхронизатора КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.
Износ конусного кольца считается в пределах допустимого, если зазор между торцом зуба и обоймой не менее 1,5 мм.
Износ зубьев кареток (по длине) со стороны включения допускается до 8 мм.
Заварка трещин обоймы синхронизатора не допускается.
Сборку узлов, а также окончательную сборку коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполняют в обратной последовательности.
При этом следует максимально использовать детали одного комплекта.
Особенно это важно для шестерен из условий бесшумной работы.
Однако при выбраковке одной из сопрягаемых деталей необходимо подбирать наиболее плотную посадку в таких сопряжениях, как шлицевые посадки кареток синхронизаторов, шестерни I передачи и заднего хода, посадки подшипников на валах и в гнездах картера и других соединениях, соблюдая при этом условия плавного перемещения на шлицевых валах, равномерного вращения валов и шестерен без рывков и заеданий и т. д.; при замене синхронизатора или ведущего вала, а также одной из шестерен ведомого вала (кроме шестерни I передачи и заднего хода) притереть конусные поверхности синхронизаторов к конусным поверхностям шестерни или ведущего вала.
Площадь следов контакта каждой конусной поверхности должна составлять не менее 65% общей площади и располагаться равномерно по всей конусной поверхности.
После сборки все валы коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 должны легко и плавно вращаться.
Коробку передач устанавливают на автомобиль в обратной последовательности.
После установки коробки проверить четкость переключения всех передач.
Техническое обслуживание коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Техническое обслуживание коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в периодической проверке уровня масла и смене его в картере в соответствии с указаниями в карте смазки.
Масло в картер коробки передач заливают до уровня контрольной пробки.
Сливать масло следует горячим через оба спускных отверстия.
В поддоне картера имеется перегородка, поэтому через одно отверстие вылить все масло невозможно.
После слива масла снять крышку в нижней части картера КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, в которой помещается масло-приемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место.
При этом следует обращать внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.
Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5—3 л веретенного масла.
При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7—8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, веретенное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки.
Так как в коробке передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 имеется масляный насос, категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом, потому что недостаточное разрежение на всасывании может привести к отказу его в работе.
Следует помнить, что масляный насос приводится в действие от промежуточного вала коробки передач.
Поэтому при неработающем двигателе масляный насос не подает смазку к подшипникам шестерен ведомого вала и на конусные поверхности синхронизаторов.
Это особенно важно знать при буксировке автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с неработающим двигателем.
В случае буксировки двигателя необходимо выключить сцепление и включить IV (прямую) передачу в коробке или отсоединить последнюю от трансмиссии, в противном случае возможны задиры поверхностей скольжения и износ колец синхронизаторов.
Необходимо также проверять надежность крепления верхней крышки к картеру коробки передач и механизма управления к верхней крышке.
4. Обкатываем новый ПГУ привод сцепления
Немного поездив, прихожу к выводу, что на таком приводе сцепления можно «закрывать спичечный коробок», такой предсказуемой становится работа привода. При работе с тридцаткой, стало возможно без всяких проблем трогаться на подъемах. Особенно, стало возможно тронуться внатяг на гололеде без пробуксовки колес. Что, кстати, очень важно на МАЗе.
Надо еще рассказать об одной ситуации. Как то зимой позвонил коллега и попросил дотащить его километров пять до тепла. У него, кстати, машина груженая весила 30 тонн и у меня с тридцаткой весила 42 тонны.
В душе я нисколько не надеялся на результат. Кто знает МАЗ, тот поймет, что на снежной дороге шансов мало. Подъехал, зацепил особенно ни на что не надеясь и был очень удивлен, когда тронулся с места и поехал.
Правда, дальше третьей передачи, МАЗ отказывался разгоняться. Дым появлялся, но скорость не увеличивалась. Пять километров до тепла, я коллегу все же дотащил.
К этому следует добавить, что полная масса вышла 72 тонны. Для меня на тягаче МАЗ-500 — это был рекорд. Двигатель на МАЗ-е был простой, КПП ЯМЗ-236 и в заднем мосту полуосевые шестерни на полуоси в бортовой были на 20 зубов.
За три года эксплуатации нового привода сцепления, неприятностей с гидроприводом никаких не было. Правда, изредка тек манжет на ПГУ, но я его менял не разбирая привод.