Транспортир распредвалов
Все 16-клапанные двигатели отличаются одной особенностью – необходимо ОЧЕНЬ точное выставление фаз. Для этой операции необходимо два инструмента – индикатор ВМТ и фазометр. Иногда на сайтах встречается народное название – транспортир для распредвалов. Для более сложных настроек и совсем нестандартных распредвалов подобные инструменты уже не прокатывают. Необходима работа с тремя индикаторами. Но мы говорим о стандартном двигателе. В вариантах Евро-0 и Евро-2, все можно было настроить вообще без приборов, но это не наши методы работы. Как говорил герой одного фильма: работа проделана большая, но так дальше продолжаться не может. Когда я начинал работать с двигателями данного семейства, честно говоря не ожидал, что они окажутся такими капризными в настройке, особенно в модификация евро-3, евро-4. Самая популярная операция на сегодняшний день, как я ее называю, это тюнинг-лайт. Комплекс работ в себя включает: замену гидрокомпенсаторов, свечей, роликов, ремня и правильная установка распредвалов змз 406, 405, 409.
транспортир по заводским чертежам
Чем меня не устраивал вариант, который продается во всех магазинах? Как я уже говорил, они изготовлены с достаточно большой погрешностью (плюс минус 1 градус точно). И самое главное с данным вариантом достаточно трудно работать, в плане настройки. Я хотел сделать вариант, чтобы сразу видеть попал я плюс минус 2 градуса или нет, а уже потом настраиваться более точно. Дальнейшая практика показала, что работать стало и быстрее, и удобнее. Сделал я его из 3 мм фанерки и покрыл лаком. В течение года профессиональной работы с ним ничегошеньки не случилось. О чем еще считаю нужным сказать. Если у вас на руках ТОЛЬКО ОДИН транспортир змз 406, не рассчитывайте на отличный результат. Максимум «на четверочку». Причина подробно расписана в статье про индикатор ВМТ. Метка на шкиве коленвала может быть только ориентиром, чтобы двигатель завелся и поехал. Но для снятия максимальных характеристик это не пойдет. Фазометр в моем исполнении отдельно не продается, он прилагается к комплектам ГРМ в качестве подарка.
мой вариант транспотрира
Как устроен ГРМ «Патриота»
По сути дела, ЗМЗ 409 это брат близнец инжекторного 406 мотора, который ставился в «Волги» и «Газели». Конструктивно они очень похожи, соответственно и проблемы 409 двигатель унаследовал все те же (об этом чуть ниже). ЗМЗ 409 имеет два распредвала, сделанных из чугуна. Эти распредвалы вращаются на подшипниках, которые получаются путем соединения плоскости ГБЦ со съемными крышками из алюминия.
Эти крышки обрабатываются вместе с ГБЦ, поэтому поставить их с другой машины не выйдет, не меняя при этом ГБЦ.
Привод ГРМ здесь состоит из пары однорядных пластинчато-звеньевых цепей. Такой вариант менее надежен, чем одна двухрядная цепь, к тому же пластинчато-звеньевые цепи имеют свойство рваться неожиданно, без какого-либо предварительного «звукового оповещения», по которому можно понять что она вот-вот порвется. Если нет возможности поставить более надежную двухрядную цепь, тогда хорошим вариантом будет ролико-звеньевая цепь, которая также более надежна.
ГРМ Патриота с мотором ЗМЗ 409 включает в себя следующие элементы:
- Шестерня коленвала;
- Пластиковый башмак натяжения цепи;
- Гидронатяжитель;
- Так называемая «верхняя» цепь;
- Большая ведомая шестерня промвала;
- Маленькая ведущая шестерня промвала;
- Опора болта башмака;
- Еще один башмак для натяжки цепи;
- Еще один гидронатяжитель;
- Шумоподавительная шайба;
- «Нижняя» цепь;
- Специальная метка на корпусе зубчатого колеса;
- Штифт;
- Звезда распредвала впускных клапанов;
- «Успокоитель» цепи верхний;
- Звезда распредвала выпускных клапанов;
- Штифт;
- Еще одна метка на корпусе зубчатого колеса;
- Верхняя плоскость ГБЦ;
- Средний «успокоитель» цепи;
- Нижний «успокоитель» цепи;
- M1, M2 — метки на корпусе блока цилиндров.
Проверка фаз газораспределения на ЗМЗ-409, углы кулачков распредвалов для привода с втулочными и зубчатыми цепями.
Проверка фаз газораспределения и при необходимости их корректировка, нужна в случае явного снижения тяговых свойств двигателя, его неустойчивой работы на всех режимах, сильном повышении расхода топлива.
Правильность установки фаз газораспределения является одним из факторов влияющих на мощность, крутящий момент и экономические показатели двигателя. Для проверки фаз газораспределения используется комплект оснастки разработанный на автозаводе. В него входят :
Транспортир.
Шаблон с профилем кулачка и стрелкой.
В двигателях ЗМЗ-409.10, ЗМЗ-40904.10 и ЗМЗ-40905.10 для обоих распределительных валов следует использовать координаты точек профиля 252. В двигателях ЗМЗ-4091.10 и ЗМЗ-40911.10 для впускного распределительного вала следует использовать координаты точек профиля 240, а для выпускного распределительного вала — координаты точек профиля 252.
Кондуктор для сверления дополнительных отверстий под штифт в звездочках распределительных валов.
Для привода распределительных валов с втулочными цепями.
Для привода распределительных валов с зубчатыми цепями.
Проверка фаз газораспределения на ЗМЗ-409, углы кулачков распредвалов для привода с втулочными и зубчатыми цепями.
Проверка фаз газораспределения производится на двигателе установленном на автомобиле. Для проверки фаз газораспределения с двигателя ЗМЗ-409 необходимо снять крышку клапанов, отсоединив все провода и шланги. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Повернув коленчатый вал по ходу вращения, по часовой стрелке. До совпадения риски на шкиве-демпфере коленчатого вала с ребром-указателем в виде прилива на крышке цепи. Вращение коленчатого вала против часовой стрелки недопустимо.
При этом кулачки распределительных валов первого цилиндра и метки на звездочках распределительных валов должны располагаться согласно схемы.
В случае, если вершины кулачков и метки расположены внутрь, то необходимо повернуть коленчатый вал еще на один оборот. Точную установку поршня первого цилиндра в ВМТ можно провести с помощью индикатора часового типа. Он устанавливается и закрепляется в свечном отверстии первого цилиндра.
Проверка углового положения первого кулачка распределительного вала впускных клапанов.
Установить транспортир за первым кулачком распределительного вала впускных клапанов. Вид «А» на схеме.
Для двигателей ЗМЗ-409.10, ЗМЗ-40904.10 и ЗМЗ-40905.10 использовать шаблон профиля 252.
Для двигателей ЗМЗ-4091.10 и ЗМЗ-40911.10 использовать шаблон профиля 240 для впускного распределительного вала.
Прижимая транспортир к верхней плоскости головки блока цилиндров, приложить и плотно прижать шаблон к поверхности первого кулачка. При этом стрелка шаблона должна показывать на транспортире угол :
— 20°30+-2°40 для привода распределительных валов со втулочными цепями,
— 20°+-2°40 для привода распределительных валов с зубчатыми цепями.
При измерении ведущая ветвь цепи в районе верхнего и среднего успокоителей должна быть натянута. Для этого ключом повернуть впускной распределительный вал за четырехгранник на его теле против часовой стрелки и удерживать в этом состоянии. Не допуская поворота коленчатого вала.
Проверка углового положения первого кулачка распределительного вала выпускных клапанов.
Аналогично провести проверку углового положения первого кулачка распределительного вала выпускных клапанов. Вид «В» на схеме выше. Для всех двигателей ЗМЗ-409.10, ЗМЗ-40904.10, ЗМЗ-40905.10, ЗМЗ-4091.10 и ЗМЗ-40911.10 использовать шаблон профиля 252. Стрелка шаблона должна показывать на транспортире угол :
— 19°30+-2°40 для привода распределительных валов с втулочными цепями,
— 19°+-2°40 для привода распределительных валов с зубчатыми цепями.
При измерении ведущая ветвь цепи в районе среднего успокоителя должна быть натянута. Для этого ключом повернуть выпускной распределительный вал за четырехгранник на его теле против часовой стрелки и удерживать в этом состоянии. Не допуская поворота коленчатого вала.
При таких значениях углового положения первых кулачков впускного и выпускного распределительных валов газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ-409 достигаются его наилучшие технико-экономические показатели.
Клуб УАЗ Патриот
1. декабрь 2013, перцовка и нонейм тоже с форума
2. 13/23, расход хх 1,6, динамика: до 2000 грустно, после терпимо, нормально раскручивалась до 4,5
3. двухрядка прогресс 16/19, расход на ХХ 1,3-1,4 лч, до 2500 вроде норм но дальше хуже чем было.
Дальше 20/19, расход хх 1,6-1,7 (не сохранив логи скинул крышку) и казалось бы вот оно счастье, раскручивается легко, легко вытянул на 3 передаче подъем, где раньше сразу затухал. Но заметив что стрелка температуры поползла вверх (раньше такого не было и с кондеем) остановился и ощутил расколбас двигателя. Вернулся и опять (пока мышечная память есть) за 5 мин скинул крышку, осталось испробовать 16/23.
ПыСы. Все варианты катаю на двух ЭБУ, жаль только нет стока.
Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение Slava61 » Чт май 12, 2016 21:09
Менял на майские. 2011 год, июль 54000 км. Без прошивки.
20 / 19 , при вскрытии по метке шкива колен вала :
15 (16 ) / 22 (23) по ВМТ первого цилиндра. Точнее замерять не мог, не было ещё индикатора.
Расход — на 5600 км ушло 600 литров 92-го. Питер-Москва-Курск-Белгород-Ростов-Донбасс.
По 10,7 литров на сотню. Тапки 235/85/16 АТ. Казалось что едет нормально.
Фазы по индикатору 20 / 19, с неоднократной проверкой. ВМТ с меткой на шкиве совпали.
Впечатление, что кобыл 50 добавили. С новья так никогда не ехал. Про расход сказать не могу,
бортовика нет. Валы 252-е. Цепь однорядка усиленная. Теперь на холостых движок не трясётся
как эпилептик, бокал с шампанским можно ставить.
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение СалУрал » Пт май 20, 2016 13:51
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение Александр М » Вс май 22, 2016 03:11
Если прошивка не корявая сама по себе , то не влияет. При допустимой высоте ГБЦ и выставленной пром. звезде — правильные комплекты ГРМ должны устанавливаться без ошибок ( в допуске) по фазам .
Re: Фазы ГРМ Евро
- Цитата
Сообщение Павел_Кузьминов » Вс май 22, 2016 08:47
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение bugrum » Вс май 22, 2016 08:59
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение Kaisn » Вс май 22, 2016 09:23
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение yariddik » Вс май 22, 2016 15:34
1. 2013 прошивка родная, но шитая официалами. Неизвестно зачем. Машина с тестдрайва.
2. Хз, лопнула на трассе вдали от дома. Ехала хорошо, рав4 2.0 145лс делала. Потом ехала всё хуже и хуже, но тяга 1000-2000 устраивала.
3. 21/18. Проехаться не довелось, троит два цилиндра из-за детонации.
Поставил 16.5/19 расход стал, как был на зпц, машина едет четко, с 1800 до 4000 равномерный разгон. На четвертой на одном дыхании стала разгоняться до 140.
На пятой еле разгоняется после 120
Ехать стала намного лучше. Видимо совсем зпц убита была-машина дергалась на разгоне.
Разберусь с детонацией в 1 и 4 попробую 20/19. Проблема есть естесственно вне зависимости от фаз, просто на 16/19 работает.
Ах да, комплект аст, который Родосовский, однорядка 70/90 разрезные звезды
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение 38 рег. » Пн май 23, 2016 12:24
Про Евро 4 оба вала с фазой 252 , народ занимается казуистикой , распространяя лже данные , а другие следуя им расплачиваются посредственной динамикой и расходом топлива.
Если прошивка не корявая сама по себе , то не влияет. При допустимой высоте ГБЦ и выставленной пром. звезде — правильные комплекты ГРМ должны устанавливаться без ошибок ( в допуске) по фазам .
Вот тут неизвесно кто кого наколоть пытается . Я уже писал ( вроде в теме ЗПЦ ) Что ЕСЛИ ! распредвалы не менялись и остались прежними то фазы Е-4 НЕ МОГУТ . быть такими же как и Е-2
Не знаю откуда у вас чертеж ЗПЦ но по факту наоборот Метки встают напротив среза когда штифт еще не дошел ( и дофига не дошел ) а у вас наоборот . Фото viewtopic.php?f=16&t=36142&start=100#p1364652
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение 38 рег. » Пн май 23, 2016 12:35
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение wrag » Пн май 23, 2016 13:03
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение СалУрал » Пн май 23, 2016 17:37
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение yariddik » Ср май 25, 2016 22:47
Посмотрел фотки в нете. Блин, у кого штифт стоит до двух меток, у кого штифт на одной плоскости с метками. И это на евро4 у всех.
Но если штифт стоит до меток, там прям видно, что не 20 градусов от плоскости ГБЦ
П.С, у меня оба 252 вала, хочу попробовать карбовый купить, только всё думаю чьего производителя взять. Всё равно, больше 3500 не приходится крутить.
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение yariddik » Ср май 25, 2016 22:48
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение 38 рег. » Ср май 25, 2016 23:19
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение yariddik » Чт май 26, 2016 06:01
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение mservis » Чт май 26, 2016 06:07
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение 38 рег. » Чт май 26, 2016 10:25
Если смотреть по ходу ( по часовой стр. ) То сначала подойдут метки потом штифт . ( Метки выше штифта ) . Раньше метка стояла почти напротив .
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение Slava61 » Чт май 26, 2016 19:07
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение yod » Пн июн 06, 2016 11:34
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение greylonly » Сб июл 02, 2016 21:50
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение aleksfom012 » Вс июл 03, 2016 07:16
Re: Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение 38 рег. » Вс июл 03, 2016 10:55
Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение alan62 » Вс июл 10, 2016 03:07
Про фазы.
Приехал комплект от Прогресса Евро-3. Так вот я созванивался с ними(с Прогрессом) про фазы и мальчик мне ответил, что они делали запрос на завод и там сказали, что фазы не менялись. Ну разве если диверсия какая.
У меня сейчас авто совсем плохо едет. Если на гашетку давить плавно, то набирает более менее, если нажать в пол(например на 4 передаче с 60) делает звук мууууууу и еле еле разгоняется. Более 115 вообще разогнаться нереально.
Пары 4.6, Ханкук 265/75.
Через три дня буду менять комплект, погляжу что за фазы, ну и по результату отпишусь.
Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение rusnat89 » Пн ноя 14, 2016 07:34
Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение mservis » Пн ноя 14, 2016 07:49
Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение rusnat89 » Пн ноя 14, 2016 08:18
цепь то без люфтов, как новая, ЭБУ — евро 4. Хочу поставить разрезные зведры из комплекта АСТ и выставить 20/19. прошу совета у специалистов, т.к. я это делаю впервые по инструкции. Менять весь комплект наверное не стоит? т.к. нижний башмак имеет неправильное ответствие. Удивило то, что цепь без люфтов.
Отправлено спустя 12 минут 2 секунды:
свечные колечки в крышке дубовые. новые взял Е-3 а они толще и диаметром меньше. короче не лезут. Можно ил временно размягчить старые кольца в соляре? Сама крышка на 10 болтах т.е. Е-4
Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение mservis » Пн ноя 14, 2016 08:34
Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение rusnat89 » Пн ноя 14, 2016 08:42
Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение VladislaV » Пн ноя 14, 2016 11:29
Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение rusnat89 » Пн ноя 14, 2016 12:22
Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение greylonly » Пн ноя 14, 2016 17:11
rusnat89 писал(а): цепь то без люфтов, как новая, ЭБУ — евро 4. Хочу поставить разрезные зведры из комплекта АСТ и выставить 20/19. прошу совета у специалистов, т.к. я это делаю впервые по инструкции. Менять весь комплект наверное не стоит? т.к. нижний башмак имеет неправильное ответствие. Удивило то, что цепь без люфтов.
Отправлено спустя 12 минут 2 секунды:
свечные колечки в крышке дубовые. новые взял Е-3 а они толще и диаметром меньше. короче не лезут. Можно ил временно размягчить старые кольца в соляре? Сама крышка на 10 болтах т.е. Е-4
Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение Джон89 » Пн ноя 14, 2016 19:57
Фазы ГРМ Евро 4
- Цитата
Сообщение rusnat89 » Вт ноя 15, 2016 09:58
У меня в тундре нет магазинов чтобы пошел и купил. Парулет назад купил в запас комплект АСТ и транспортир. Вчера высавил 20/19 — завелся нормально расход по бк упал с 1,5-1,6 до 1,4-1,3 при 90 градусах. Проехаться негде выше 40 км негде разогнаться. есть участок в 2 км где можно до сотки давануть но летом. сейчас лед — страшно. В декабре по зимнику выберусь до бетонки -150км. там попробую. Поставил пока только разрезные звезды, остальное не стал, т.к. надо снимать шкив КВ, нижнюю крышку ит.д. лень. Клапанную крышку посадил на герметик. По ощущениям работать стал мягче, может Плацебо? Тоже были сомнения по поводу 16/19 и 20/19. в итоге выбрал сначала 20/19. покатаюсь — посмотрю. С разрезными звездами перекинуть недолго на 16 градусов. Смущает другое. углы ушедшие были влево оба вала на одинаковое кол-во градусов. Я так понимаю, что при растяжке цепи впуск должен был уменьшиться или увеличеться, а выпуск однозначно умешиться, или я не прав?
Отправлено спустя 4 минуты 35 секунд:
Джон89 , у тебя Е-4 с ЗПЦ и башмаком? потому, что у меня втулочная цепь и натяжитель — звездочки как Е-3. Кроме того на впускной звезде Е-4 две точки -метки выбиты а у меня одна. в этом то и непонятка — какие углы выставлять. решил. сначала попробывать как в инструкциях 20-19.
Как заменить цепь ГРМ на УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ
После сверления по шаблону отверстий в звездочках необходимо выполнить следующее: 1. Накиньте цепь на звездочку и сориентируйте ее первое дополнительное отверстие, расположенное слева от заводского отверстия, так, чтобы оно находилось перед штифтом распределительного вала, а ведущая ветвь цепи в районе среднего успокоителя была натянута.
Для установки звездочки на фланец и штифт распределительного вала слегка поверните распределительный вал ключом за четырехгранник по часовой стрелке. Установите звездочку на распределительный ват впускных клапанов так же, как звездочку распределительного вала выпускных клапанов, используя то же дополнительное отверстие.
Предварительно заверните болты крепления звездочек. Разберите и соберите «зарядите» гидронатяжитель, установите его в отверстие головки цилиндров, закройте крышкой и затяните болты крепления крышки.
Через отверстие в крышке гидронатяжителя металлическим стержнем или отверткой нажмите на гидронатяжитель, переместив его до упора, затем отпустите — произойдет «разрядка» гидронатяжителя, при этом цепь будет натянута.
Заверните пробку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на резьбу пробки анаэробный герметик «Стопор-6».
Приспособления для установки фаз газораспределения
Чтобы двигатель работал без перебоев, важно правильно выставить фазы ГРМ, установить в нужном положении распределительные валы относительно коленвала. На всех движках валы выставляются по меткам, и от точности установки зависит очень многое. Если валы выставляются неправильно, возникают различные проблемы:
- мотор неустойчиво работает на холостых оборотах;
- ДВС не развивает мощности;
- происходят выстрелы в глушитель и хлопки во впускном коллекторе.
Если в метках ошибиться на несколько зубьев, не исключено, что могут согнуться клапана, и движок при этом не запустится.
На некоторых моделях силовых агрегатов разработаны специальные приспособления для установки фаз газораспределения. В частности, для двигателей семейства ЗМЗ-406/ 406/ 409 есть специальный шаблон, с помощью которого измеряются углы положения распредвалов. Шаблоном можно проверить существующие углы, и если они выставлены неправильно, валы следует переустановить. Приспособление для 406-х моторов представляет собой набор, состоящий из трех элементов:
- двух угломеров (для правого и левого вала, они разные);
- транспортира.
Когда коленчатый вал выставлен в ВМТ 1-го цилиндра, кулачки распредвалов должны выступать над верхней плоскостью ГБЦ под углом 19-20º с погрешностью ± 2,4°, причем, кулачок впускного валика должен быть чуть выше кулачка выпускного распредвала.
Также есть специальные приспособления для установления распредвалов на моторах BMW моделей M56/ M54/ M52. В комплект установки фаз газораспределения ДВС БВМ входит:
- ключ динамометрический с удлинителем;
- регулировочная пластина для двойной системы VANOS;
- штифты для фиксации маховика;
- гильза со шпинделем для натяжки первичной цепи;
- приспособление для натяжки вторичной цепи, а также для блокировки плунжера натяжителя;
- фиксатор распредвалов.
УАЗ Patriot ☠ Призрак ☠ › Бортжурнал › Как сделать ПРАВИЛЬНОЕ зажигание на Патриот евро II
Всё началось очень давно…
Еще сразу после покупки поменяв убогие свечи которые достались с уазом как на старом 469, на нормальные нжк выяснилось, что зазор 1.1 на родной системе порно катушек тупо не работает.
Долго шел к модернизации системы… за это время испытал кучу свечей… и катушек(родных).
Но переодически то ловил провалы, то колбасило на холостом…
Вобщем я понял главное родная система УБОГА!
Покурив инет решил собирать на модуле зажигания бош.
Ничего сложного, самое трудное было сделать кронштейн…
в итоге просто купил модуль бош, американские провода тесла и жгут провод от какойто старой девятки ради фишки для модуля.
По процессу.
Снимаем старые катушки, выкидываем!
Выкидываем родные высоковольтные провода,
Выпиливаем кронштейн.
И собственно все собираем.
По комутациивсе просто, красные провода скручиваем вместе, на них постоянный плюс, цепляем на центральный контакт модуля, оставшиеся два провода, цепляем на крайние контакты модуля.
Мотор запустился, угадал, не запустился крайние провода меняем местами.
Итог. ОНО того стоит.
Работает мотор идеально ровно, тянуть во всем диапазоне стал лучше и без провалов.
запускается раньше чем на 2х катушках соатэ…
так что считаю эту систему лучшим вариантом.
Хотя еще есть вариант на 2х катушках от мицубиши. но его я уже не испытаю, так как этот вариант на мой взгляд идеален.