Балансировочные клапаны Danfoss
Балансировочные клапаны Danfoss
Балансировочный клапан – специальное оборудование, которое позволяет поддерживать систему отопления работоспособной. Сбалансированность температурного режима и давления гарантирует максимальную эффективность, надежность, долговечность. Главное правильно подобрать модификацию, правильно установить оборудование и настроить его работу.
Что из себя представляет балансировочный клапан?
Балансировочный клапан (балансировочный кран, балансировочный вентиль) – вид трубопроводной арматуры и важный вспомогательный элемент системы отопления. Его основная функция – эффективное распределение теплоотдачи.
Любая отопительная система нуждается в правильной настройке: расчетные показатели теплоотдачи должны совпадать с реальными. Одно из наиболее современных и удобных средств для этого – балансировочные клапаны. Они представляют собой простые механические устройства, которые работают бесперебойно. Внешне несколько схожи с привычными нам ручными кранами, но обеспечивают более плавную и подвижную регулировку. Клапан отыгрывает важную роль в балансировке отопительной системы и оптимизации расхода теплоносителя.
С назначением разобрались, но как балансировочные клапаны работают?
Принцип их работы довольно прост. За счет регулировки клапана изменяется размер проходного сечения. Следом за ним – и уровень давления на том участке, где он установлен. Соответственно, с увеличением или уменьшением размера сечения меняется уровень давления и расход горячей воды, которая поступает в радиаторы. Такая балансировка системы отопления позволяет добиться максимально высокой эффективности ее работы. Отрегулировав уровень давления и расход носителя с помощью балансировочного клапана, жильцы смогут получить необходимое количество тепла в каждой из комнат. Кроме того, обычно конструкция имеет еще и специальные входы (штуцеры), благодаря которым можно подключить измерительные устройства и рассчитать расход носителя, перемещающегося по отопительной системе.
Наверное, в конструкции балансировочного клапана тяжело разобраться, из чего он состоит?
На самом деле, ничего сложного в конструкции нет. Ручной балансировочный клапан представляет собой устройство вентильного типа и обычно состоит из корпуса, механизма регулировки, непосредственно самого вентиля и двух штуцеров, которые предназначены для замера давления до и после регулирующего механизма (благодаря им и можно рассчитать итоговый расход носителя на участке). Настройка происходит с помощью шкалы оборотов, размещенной на механизме регулировки (шпинделе). Автоматическая же версия клапана дополнительно содержит в себе картридж контроля перепада давления, а ручной вентиль заменен на предустановку пропускной способности.
На рынке существует много вариаций клапанов, поэтому конструкции от разных производителей различаются и могут содержать в себе дополнительные элементы .
Похоже, все действительно просто. А как балансировочные клапаны устанавливать? Их же нужно каким-то образом присоединить к системе?
Обычно они используются в одно- и двухтрубных отопительных системах и, если не внесены в схему по умолчанию, устанавливаются с помощью специальных адаптеров и фитингов. Установка конструкции может происходить как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Она не вызывает особых сложностей: все тонкости описаны в инструкции, идущей в комплекте. Однако важно соблюсти одно правило: стрелка на корпусе балансировочного клапана должна совпадать с направлением движения теплоносителя по трубе (хотя некоторые производители делают исключения, предоставляя возможность установить клапан против потока).
При монтаже любого клапана также следует придерживаться общих рекомендаций, которые упростят процесс:
- предотвратить засорение трубопровода поможет сетчатый фильтр, установленный перед клапаном;
- отследить уровень давления можно благодаря манометрам, которые рекомендуется устанавливать до и после клапана;
- корпус клапана должен быть лишен чрезмерных физических воздействий и нагрузок;
- для установки конструкции важно выбрать доступное и удобное для обслуживания место;
- клапан необходимо размещать на прямом участке трубопровода (конкретная длина прямых участков до и после клапана определяется конкретным производителем в инструкции);
- перед установкой необходимо промыть трубопровод.
Принцип работы клапана
Основное отличие клапана балансировочного от запорного заключается в том, что он может работать, когда затвор находится в промежуточном положении. Стоит отметить, что конструктивное исполнение балансировочного клапана может быть различным. Существуют клапана, у которых шток располагается под углом относительно потока, а золотник изготавливается не только прямой, но и цилиндрической, конусной или радиальной формы. Рассмотрим принцип работы клапана, имеющего прямой шток и плоский золотник.
Клапан с прямым штоком
В процессе работы клапана происходит изменение проходного сечения между парой золотник — седло. За счет этого и достигается сбалансированность системы. Золотник располагается в плоскости, параллельной оси трубопровода. В то время как в плоскости, располагающейся перпендикулярно перпендикулярной оси трубопровода, располагается резьбовой шпиндель, с которым шарнирно соединен золотник. В корпусе клапана находится неподвижная резьбовая гайка, которая совместно со шпинделем образует ходовую пару.
За счет вращения настроечной рукоятки крутящий момент передается через шпиндель и связанную с ним неподвижную резьбовую гайку, в результате чего золотнику сообщается поступательное движение, в результате которого он перемещается из крайнего нижнего в крайнее верхнее положение. Находясь в крайнем нижнем положении, золотник плотно соединяется с седлом в корпусе клапана, тем самым герметично перекрывая поток.
В зависимости от вида используемого теплоносителя герметичное перекрытие потока обеспечивается использованием наличием уплотнения между затвором и седлом, создаваемого фторопластовыми или резиновыми кольцами или по типу метал-метал. В результате изменения проходного сечения меняется пропускная способность балансировочного клапана, под которой понимается значение, численно равное расходу, выраженному в м³/ч, через полностью открытый клапан, при котором потеря напора будет составлять 1бар. Зависимость пропускной способности от изменения положения затвора можно посмотреть в технических характеристиках клапана.
Соленоидные клапаны
Соленоидный, он же электромагнитный клапан, имеет крайне обширную сферу применения. Такие конструкции устанавливаются на трубопроводы транспортирующие воду, химически нейтральные жидкости, воздух, пар и нефтепродукты с целью автоматического регулирование проходящего по трубопроводу объема рабочей среды.
В ассортименте фирмы Danfoss представлено свыше 11 линеек соленоидной арматуры, основными из которых являются:
- EV210B – универсальные клапана двухпозиционного типа в корпусе из латуни. Выпускаются в диаметре 1.5-25 мм с муфтовым крепежом стандарта ISO 228/1, также представлена модификация с резьбой типа NPT. Могут эксплуатироваться в системах с давлением до 30 Бар и температурой до 50 градусов.
- EV220В – фланцевый двухпозиционный клапан для промышленных трубопроводов с высокой пропускной способность. Изготавливается в чугунном корпусе диаметром 65-100 мм. Рабочее давление до 10 Бар, температура до 90 0 .
- EV224B – муфтовая двухпозиционная арматура для трубопроводов с высоким давлением (в том числе пневмосистем). Рассчитана на давление до 50 Бар, максимальная температура 60 0 . Диаметры 15-25 мм.
Все вышеуказанные модели арматуры производятся в двух вариантах исполнения – нормально открытые и нормально закрытые. Отличия между ними заключаются в положении запорного элемента при отсутствии подачи питания на электромагнитный привод.
Клапан EV220В
Помимо балансировочных и соленоидных конструкций компания Dafnoss поставляет следующие виды трубопроводной арматуры:
- : серии NVD – фланцевый и 635Е – межфланцевый, также в ассортименте присутствует муфтовые обратный клапан серии 601 для бытовых трубопроводов; : линейки BVR-C кран спускной, BVR – кран муфтовый и BVR-F – аналог с накидной гайкой типа американка;
- задвижки поворотные дискового типа серий VFY – с механическим редуктором, VFY-WA – задвижки с электроприводом и VFY-WH – задвижки с рычажным приводом.
Также вы можете подробнее почитать про фланцевые задвижки, их разновидности и принцип работы.