Регулировка фар. Как правильно отрегулировать фары
Регулировка фар. Как правильно отрегулировать фары.
Функциональное освещение является обязательным условием для достойной езды на машине. Во время движения убедитесь, что дорога хорошо освещена в ночное время и вы видите других участников дорожного движения, знаки. Однако, если фары установлены неправильно, они могут ослепить других водителей, а также серьезно ограничить ваш обзор. Это может произойти из-за того, что автомобиль сильно загружен или из-за изменения основных настроек фар. Кстати: противотуманные фары тоже время от времени нуждаются в регулировке.
Open Library — открытая библиотека учебной информации
Спорт Проверка правильности установки и регулировки фар на специализированных площадках
Техническое обслуживание системы освещения
Параметры технического состояния системы освещения
Техника безопасности
Задание
Оборудование, приборы и инструмент
РАБОТА № 2 ПРОВЕРКА ПРИБОРОВ ОСВЕЩЕНИЯ И СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
2. Прибор проверки фар модели ОП.
3. Комплект инструмента
1. Изучить устройство прибора.
2. Научиться правильно работать с прибором. Изучить последовательность выполнения операций по проверке фар прибором ОП.
3. Проверить состояние оптических элементов и произвести регулировку фар автомобиля.
1. К работе с прибором приступать после изучения методических указаний.
2. Проводить проверку и регулировку фар только совместно преподавателем или учебным мастером.
3. В перерывах между работой оптическую камеру закрывать непрозрачным чехлом во избежание попадания прямых солнечных лучей на линзу и фотоэлементы.
Внешние световые приборы должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51709-2001, который определяет их количество, цветовое сочетание, силу света и направленность светового потока, а также режим их работы. Габаритные огни должны работать в постоянном, а указатели поворота и боковые повторители указателей – в проблесковом режиме. Частота следования проблесков должна находиться в пределах 90 ± 30 проблесков в минуту (1,5 ± 0,5 Гц). Время от включения показателя поворота до появления первого проблеска не должна превышать 3 с.
Для проверки установки силы света и регулировки фар автомобилей используют различные методы и способы проверки, как с использованием специальных приборов, так и без них.
Операции технического обслуживания
№ п/п | Наименование операции | Вид ТО |
1. | Проверить работоспособность всех устройств освещения и сигнализации (фар, задних фонарей, стоп – сигнала, указателей поворота и т. д.) Очистка рассеивателей. | ЕТО |
2. | Проверить крепление и исправность всех устройств и приборов. При крайне важности отрегулировать направление света фар прибором ОП. Проверка состояния контактной клеммы фар и фонарей. Произвести контроль силы света фар прибором ОП. | ТО – 2 |
Данный метод является наиболее простым, так как не требует специальных, дорогостоящих приборов агропромышленного комплекса и транспортных предприятий, которые стараются комплектоваться несколькими основными марками автомобилей.
Проверка правильности установки и регулировки фар на специализированных площадках проводят по экрану, который может быть постоянным (стационарным) или переносным. Данные для разметки и размеры экрана для каждой марки автомобиля определяются заводской инструкцией. Проверку установки фар по экрану проводят на ровной горизонтальной площадке.
Плоскость экрана должна быть перпендикулярно плоскости площадки и продольной оси автомобиля. При проверке автомобиль должен быть без груза (или с грузом в соответствии с инструкцией завода изготовителя), с нормальным давлением в шинах. После установки автомобиля на площадку следует качнуть его в стороны для стабильной установки.
Фары с европейским ассиметричным светом проверяют по ближнему свету, а фары с американским ассиметричным светом по дальнему свету.
| |
Рисунок 2.1 Схема экрана для проверки правильности установки фар
а) с европейским ассиметричным светом; б) с американским симметричным светом; К-К – линия света фар; х-х – передвижная линейка; V-V – линия симметрии; G-G, D-D – линия центра фар; Н – высота центра фар; h – высота установки линейки; L – расстояние от автомобиля до экрана.
При правильной регулировке направления светового потока фар пятна на экране должны размещаться так, как указано на рисунке 2.1. При несовпадении границы светового пятна с контрольной линией на экране, следует произвести регулировку фары согласно инструкции завода-изготовителя.
При регулировке противотуманных фар автомобилей устанавливают фару так, чтобы верхняя граница светового пятна на экране, установленном на расстоянии 5м. перед автомобилем, совпадала с горизонтальной линией, проведенной на расстоянии 100мм. ниже линии высоты центра фар.
Исходные параметры настройки и отклонение световых пятен от линии центра фар представлены в таблице 2.2.
Разметка экрана для регулировки фар
Марка автомобиля | Степень нагружения, Н | L, м | h мм |
ЛАЗ | Без груза | ||
ЛиАЗ | Без груза | ||
Икарус-260 | Без груза | ||
КамАЗ | Без груза | ||
ГАЗ-САЗ-3307 | Без груза | ||
ГАЗ-66 | Без груза | 7,5 | |
ЗИЛ-130, 131, 4331 | Без груза | ||
Урал | Без груза | 7,5 | |
ВАЗ-1111 | 700 на переднем сиденье | ||
ВАЗ-2101 – 07 | То же | ||
ВАЗ-2121 – 31 | Без груза | ||
ВАЗ-2108 – 15 | 700 на переднем сиденье | ||
АЗЛК-2141 | То же | ||
ИЖ-2126 | То же | ||
ГАЗ-3102 «Волга» | Без груза | ||
Мотоциклы | Без груза |
Неисправности гидрокорректора
Среди наиболее вероятных причин неработающего гидрокорректора фар можно выделить разгерметизацию мест соединения трубок, уплотнительных манжет. Последствием неплотных соединений является утеря рабочей жидкости, подсасывание в систему воздуха. Для исправного перемещения рабочих поршней система должна быть полностью заполнена жидкостью. Производитель не предполагает ремонт гидрокорректора, поэтому в случае выхода системы из строя узел меняется в сборе. Тем не менее в статье «Как отремонтировать корректор фар» показано, что система поддается дефектовке и восстановлению.
6 – ручка регулировки светового пучка; 1 – главный регулировочный механизм; 2 – рабочие цилиндры со штоком, воздействующим на отражатель фар.
Где находится гидрокорректор ламп? У каждого из блока фар находится исполнительный механизм, воздействующий на отражатель, от которого в салон идут 2 трубки. Через технологическое отверстие в моторном щите трубки идут к главному цилиндру и переключателю на приборной панели.
Замена
Все работы будут показаны на примере автомобилей ВАЗ, в частности, Лада Гранта, но и на других моделях конструкция не будет иметь больших отличий. Демонтаж неисправного гидрорегулятора:
демонтируйте нижнюю декоративную панель слева от рулевой колонки (держится на клипсах);
- снимите ручку переключателя гидрокорректора. Для демонтажа достаточно потянуть ручку на себя;
- главный механизм крепится гайкой на 21, открутить которую можно только с помощью накидной головки. Поскольку усилие зажатия гайки небольшое, для откручивания также подойдет накидная головка на 22;
- вытащите главный механизм с внутренней части;
- в корпус каждой из фар входит свой рабочий цилиндр. Чтобы его вытащить, проверните корпус исполнительного механизма против часовой стрелки до освобождения защелок и потащите на себя;
- необходимо освободить трубки, которые крепятся к кузову специальными клипсами с хомутами. Если вы не собираетесь ремонтировать гидрокорректор, то трубки можно отрезать, что значительно упростит их демонтаж (их можно будет просто вытащить, потянув за отрезок трубки у левой фары). Бывает, что гидрокорректор не работает, но жидкости в системе еще довольно много, поэтому заранее приготовьте емкость для ее слива;
- снимите отрицательную клемму и демонтируйте аккумулятор, чтобы получить доступ к технологическому отверстию в моторном щите (потребуются накидные ключи на 10 и на 13);
- утопите сначала один из краев уплотнительной резинки отверткой, после чего постепенно продавите ее в салон;
- вытащите трубки вместе с уплотнителем, потянув за главный механизм в салоне. Скорее всего, придется отсоединить разъемы у педального узла, которые будут блокировать выход уплотнителя.
Установка нового гидрокорректора
Для установки с салона протяните через отверстие исполнительные механизмы и трубки до манжет. Поскольку пространство у педального узла ограничено, желательно попросить кого-то потянуть в подкапотном пространстве за направленные вами изнутри трубки. Уплотнительную резинку необходимо вытащить за моторный щит, после чего уже с наружной стороны установить в паз. Вам останется только уложить трубки по заводскому контуру. Клипсы с хомутами при необходимости можно купить либо заменить обычными хомутами.
Неисправности электромеханического корректора
Система с электроприводом гораздо надежней гидрокорректора, но и она не лишена недостатков. Возможные неисправности:
- обламывание, перетирание проводов, образование окислов в разъемах;
- износ элементов электродвигателя;
- перегорание элементов схем (к примеру, вследствие перенапряжения в бортовой сети машины или попадания влаги внутрь корпуса блока управления). Неисправность резисторов может привести к тому, что корректор будет работать неправильно либо только в ограниченном диапазоне регулировки. Часто проблемой является износ резистивных дорожек, провоцирующий дребезг контактов. ЭБУ будет пытаться постоянно уравнять напряжение, вследствие чего элементы микросхем выходят из строя из-за перегрева.
Нами будет рассмотрен процесс диагностики электромеханического корректора фар принудительного действия. Диагностика сложных неисправностей автоматизированных систем, в работе которых используется датчики уровня дорожного просвета, требует куда более специализированной технической подготовки.
Принципиальная схема
Перед началом диагностики следует изучить электрическую схему подключения мотор-редукторов на вашем автомобиле. Чаще всего применяются 2 типовые схемы включения:
- с 5-ти проводным разъемом мотор-редукторов. Такой способ подключения можно встретить не только в штатных системах, но и в комплектах для установки электрокорректора своими руками (к примеру, ЭМКФ 11);
- с 3-х проводным разъемом мотор-редукторов (чаще всего встречается на современных авто). Соответственно, один из контактов будет «массой», второй – постоянным «+», третий – сигнальным проводом.
Несмотря на разную распиновку, работает электрокорректор фар на большинстве машин по схожему принципу. Принцип работы основывается на постоянном сравнении напряжения на двух переменных резисторах. Один из резисторов связан с переключателем положения корректора фар на приборной панели, а другой с датчиком фактического положения штока электрокорректора. Сравнивание напряжений дифференциальным усилителем позволяет реализовать уравнивание напряжений при ошибке рассогласования. Таким образом, поворот переключателя на приборной панели приводит к выдвижению электропривода корректора фар на фиксированное расстояние.
Методы диагностики
- Проверка предохранителя (рекомендуем прочитать, как правильно заменить плавкую вставку). Если предохранитель часто перегорает, в цепи присутствует оголенный контакт, провоцирующий КЗ.
- Визуальный осмотр разъемов на предмет наличия окислов контактов, также следует осмотреть видимый контур проводки на предмет перетирания, обрывов. Окислы с контактов можно убрать надфилем.
- Проверка питания мультиметром. Если проверка мультиметром показала, что причина неисправности не в разъемах либо проводке, для поиска поломки следует разобрать мотор-редуктор или блок управления корректором фар. Осмотримте схемы на предмет обгоревших, вздувшихся радиодеталей, плохо припаянных контактов. При необходимости большинство элементов можно без труда купить в магазине радиодеталей.
Проверка питания мультиметром
Если ранее вы не сталкивались с диагностикой электроприборов, рекомендуем ознакомиться с инструкцией по использованию мультиметра. Первым делом необходимо проверить, приходит ли на разъем мотор-редуктора постоянный «+» и есть ли на нем «масса». Также в режиме измерения постоянного тока (DCV) плюсовым щупом подключитесь к сигнальному проводу, а минусовым к пину «массы».
В выключенном состоянии напряжение минимально, тогда как при вращении переключателя должно быть от 3 до 10 В. Перед проверкой необходимо включить ближний свет фар.
Если «–» либо «+» в фишку не приходит, ту же операцию следует провести с разъемом, подключающимся к блоку управления в салоне машины. Если с фишки ЭБУ питание уходит, но к разъему так и не приходит, значит, дело в обрыве проводки. Если питание мотор-редуктора отсутствует и на разъеме, следует проверить «массу» и «+» самого блока управления. Ситуация, когда питание к блоку приходит, но ЭБУ никак не реагирует на смену положения переключателя, говорит о неисправности внутри блока управления корректором фар.
Не рекомендуется долгое время подавать напрямую напряжение АКБ на выводы мотор редуктора, чтобы проверить его работоспособность. Для корректной диагностики электропривода следует включить в схему подстроечный резистор номиналом 10 кОм.
x-light s
В качестве экономичной альтернативы мы предлагаем систему регулировки фар x-light s, которая обладает таким же уровнем обработки изображений, как и система x-light, но поставляется без автоматизирующих компонентов. Благодаря особенно хорошему соотношению цены и эффективности система x-light s идеально подходит для повышения точности регулировки фар на малосерийном производстве, при мелкоузловой сборке, а также в области аудита и доработки, также обеспечивая при этом возможность обязательного документирования.
Модульная конструкция и большая гибкость этого регулировочного стенда гарантирует его соответствие перспективным требованиям.