Принцип работы лебедки и других узлов грузовика ЗИЛ-131
Конструкция автомобиля включает в себя такие элементы, как:
- лебедка;
- трансмиссия;
- стартер;
- система охлаждения;
- тормозная система;
- система питания;
- система зажигания;
- электрооборудование;
- система подкачки колес.
Лебедка
Этот механизм состоит из:
- редуктора;
- барабана;
- масленки;
- упорных колец;
- тормозной колодки;
- троса;
- направляющего ролика;
- фиксатора и привода лебедки;
- шплинта;
- крепежных элементов.
Технические характеристики оборудования:
Длина троса | 50 000 мм |
Диаметр троса | 14 мм |
Тяговое усилие | 4500 кг |
Передаточное число редуктора | 31 |
Вес устройства | 32 кг |
Лебедка расположена на передней части корпуса автомобиля и прикреплена специальными гайками к буферу и передней поперечине опорной рамы. За стабильную работу привода отвечает карданный вал от коробки отбора мощности. Барабанная часть вращается на валу и соединяется с ним при помощи муфты.
Трансмиссия
Здесь установлена механическая (МКПП) коробка передач ЗИЛ, которая оборудована двумя синхронизаторами.
Передаточные числа КПП ЗИЛ:
- первая передача — 7,44;
- вторая передача — 4,1;
- третья передача — 2,29;
- четвертая передача — 1,47;
- пятая передача — 1,00.
Схема переключения передач приведена в руководстве пользователя.
Трансмиссия транспорта оснащена раздаточной коробкой и сцеплением ЗИЛ.
Устройство раздатки на ЗИЛе-131 включает в себя следующие элементы:
- рычаг управления;
- электровоздушный клапан;
- шланг соединительного типа;
- серьгу рычага;
- стержень вилки включения первой передачи;
- трубку.
Стартер
Для подключения стартера используется вспомогательное реле. Сам процесс активации механизма происходит дистанционно.
Электрический стартер включает в себя: неподвижные контакты, обмотку, рычаг включения, крышку, шестерни, муфту свободного хода, коллектор, щетку, вал привода и стяжную шпильку.
Тяговое реле электромагнитного типа замыкает контакты электрической цепи и вводит шестерни в зацепление с ободом маховика силового агрегата. Перемещение корпуса привода осуществляется по резьбе ленточного типа вала якорного устройства. Шестерня выходит из зацепления под воздействием пружинного механизма.
Система охлаждения
Здесь установлена жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией топлива внутри системы.
В прогретом моторе жидкость засасывается из радиаторной части в водяной насосный элемент и под давлением переходит по двум нагнетающим патрубкам в левый и правый блоки цилиндрических механизмов. Во время движения она также охлаждает гильзы цилиндров.
Схема этой системы включает в себя:
- радиатор;
- водяной насос;
- пробку;
- перепускной шланг;
- термостат;
- кран;
- отводящую трубку;
- датчик.
Емкость системы охлаждения вмещает в себя 17 л. Количество охлаждающей жидкости всегда должно быть не менее 13-15 л.
Тормозная система
Тормозная система ЗИЛа-131 включает в себя следующие элементы:
- компрессор;
- предохранительный клапан;
- манометр;
- тормозную педаль;
- шланг;
- головку подвода воздуха;
- тормозную камеру;
- электровоздушный клапан;
- раздатку.
Транспорт оснащен независящими друг от друга ручным и ножным тормозным механизмом. Конструкция ручного тормоза состоит из двух внутренних колодок. Такой тип тормозов необходим для принудительной остановки транспорта в экстренных случаях.
Привод тормоза ножного типа срабатывает при нажатии на тормозную педаль, а также за счет работы пневматической системы автомобиля, которая действует на колодки, находящиеся на каждом колесе.
Система питания
Здесь установлена принудительная система питания, оборудованная предпусковым подогревателем и насосом диафрагменного типа для подачи топливной жидкости. В качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее АИ-76.
Транспорт, выпускаемый заводом имени Лихачева, оснащен двумя емкостями для топлива. Объем бака равен 170 л. Емкости расположены с двух сторон под грузовой платформой.
Устройство этой системы включает в себя:
- топливный насос;
- фильтрующий элемент тонкой очистки;
- карбюратор;
- воздухопроводящую трубку;
- угольник;
- сетчатый фильтр;
- пробку;
- резиновый шланг;
- отстойник.
Система зажигания
Система зажигания ЗИЛа-131 — бесконтактного типа, которая состоит из катушки зажигания, распределительного механизма, свечей зажигания и проводов высокого напряжения.
Во время установки добавочного сопротивления необходимо учитывать, что оно не герметично, поэтому рекомендуется устанавливать его выше уровня брода.
Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛе, нужно установить поршень в положение верхней мертвой точки, расположить паз привода на валу распределительного механизма, провернуть коленчатый вал на 1-1,5 оборота по часовой стрелке и провернуть корпус распределителя против часовой стрелки.
Электрооборудование
Цветная схема электрооборудования ЗИЛ-131 представлена в руководстве пользователя.
Здесь установлена однопроводная электрическая система с номинальным напряжением 12 В. Клеммы, которые отрицательно заряжены, подсоединяются к массе транспортного средства. Устройство электропроводки предусматривает наличие проводов низкого и высокого напряжения.
Подключать дополнительные электрические механизмы можно только в соответствии с электросхемой, которая есть в инструкции.
Основные неисправности системы связаны с коротким замыканием или обрывом цепи. Для диагностики рекомендуется использовать специальный прибор, оборудованный контрольной лампой.
Система подкачки колес
Для накачки колес здесь используется централизованная система регулировки уровня давления воздушного потока в шинах.
Питание шин осуществляется за счет сжатого воздуха из баллонов привода пневматического типа тормозной системы.
В конструкцию системы регулировки входит кран комбинированного типа, необходимый для управления уровнем давления. Такой кран оснащен клапаном-ограничителем и воздушными проводами с гибкими шлангами. Шинные краны соединены с вентилями камер пневматических шин.
Все клапаны находятся в литом корпусе на магистрали, подводящей воздух от баллонов тормозных механизмов к центральному крану управления.
Регулировочные винты К 88А
Разработчики моделей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131 позаботились о том, чтобы настройка карбюратора К 88А не представляла для водителя особой сложности. Для успешной работы, достаточно обладать минимальными техническими знаниями и слесарными навыками. Тем не менее, чтобы правильно и уверенно отрегулировать зиловский карбюратор, надо сначала разобраться в его конструкции. Он собой представляет двухкамерный смеситель, с двойным распылением бензина и падающим потоком смеси. Камеры изготовлены в одном блоке. На всех режимах они работают синхронно.
Несмотря на то, что К 88А – устройство довольно непростое, глубокие знания его конструкции требуются больше слесарям, для ремонта узла. Для регулировки же достаточно знать расположение деталей, с помощью которых настраивается данный аппарат. К ним относятся винты регулировки качества смеси холостого хода и количества оборотов, стопорный винт дросселя и держатель жиклера.
Диагностика системы и выявление неисправностей
Автомобили ЗИЛ оборудуются транзисторной СЗ, поэтому проблем в плане диагностики и выявления неисправностей у водителя быть не должно.
Наиболее важными симптомами неполадок в работе узла являются:
- Сложность запуска мотора — силовой агрегат может запускаться с трудом или после нескольких попыток. Если это произошло, автолюбителю необходимо как можно быстрее обнаружить причину, в противном случае готовьтесь к тому, что вы и дальше будете с трудом заводить авто.
- Снижение уровня мощности. Падение количества оборотов на холостом ходу является достаточно важной проблемой, в этом случае необходимо анализировать работу датчиков на контрольном щитке. В том случае, если обороты то падают, то увеличиваются с шагом в 500 об/мин, необходимо искать причину.
- Снижается динамика, а также просадка в тяге мотора. Данный симптом обычно проявляется при попытке разгона. Опытный автолюбитель сможет без проблем заметить этот признак.
- Увеличение расхода потребляемого бензина. Для того, чтобы диагностировать этот симптом, необходимо точно знать, какой расход бензина у вашего «железного коня», в частности, при работе на разных режимах (автор видеообзора системы зажигания на грузовике ЗИЛ 130 — And rey).
В том случае, если при работе авто вы заметили как минимум один из этих признаков, необходимо открыть моторный отсек и убедиться в том, что СЗ работает должным образом. Чтобы сделать это, вы должны точно знать, что именно диагностировать и каких нюансов при этом придерживаться. Поскольку устанавливая необходимый угол, вам предстоит иметь дело с большим напряжением, перед тем, как приступить к процессу, необходимо обесточить бортовую сеть авто. Для этого отключается мотор, а из замка зажигания извлекается ключ.
Как проверить момент зажигания?
Как выставить зажигание на ЗИЛ 130? Чтобы установка прошла успешно, а выставленный угол зажигания больше не приносил неудобств, необходимо учитывать несколько моментов. Как известно, очень ранее или позднее зажигание на двигателе автомобиля может быть причиной появления неполадок в работе узла. В том случае, если искра поступает очень рано, горючая смесь не успевает должным образом поступать в систему. Если же искра поступает слишком поздно, сама процедура воспламенения будет несколько затруднена.
Поэтому желательно не допускать того, чтобы угол сбивался. Для того, чтобы проверить момент своими силами, вам потребуется несколько вещей. В частности, перед тем, как приступить к процессу, заранее подготовьте тестер, а также стробоскоп для диагностики системы. Процедура проверки производится с использованием схемы и привода, в частности, речь идет о приводе вакуумного регулятора. Этот привод необходимо правильно установить. После установки привода необходимо наблюдать за тем, как изменяются параметры на всех ваших устройствах.
Так же, после диагностики путем использования схемы и привода можно произвести настройку момента. Водитель может отрегулировать зажигание и сделать его либо ранним, либо позднии, в зависимости от необходимости. Вся процедура регулировки производится на сниженных или увеличенных оборотах ДВС, здесь также все зависит от того, чего вы хотите добиться.
Если вы не знаете точно, какими должны быть полученные показатели, наиболее оптимальным вариантом будет обратиться с этим вопросом к специалистам. При отсутствии данных с нужными параметрами добиться точного результата будет практически невозможно, поэтому если у вас нет нужной информации или навыков, всегда оптимальнее всего доверить дело профессионалам.
Регулировка клапанов зил 130 за два оборота
Отрегулировать клапана можно быстрее всего за два оборота коленчатого вала.
Первый оборот делается для того чтобы совместит метку на шкиву с обозначение ВМТ на шкале в такте сжатия первого цилиндра. Как у же было описано. В этом положении регулируются клапана следующих цилиндров:
Впускного и выпускного 1 цилиндра
Выпускного 2 цилиндра
Впускного 3 цилиндра
Выпускного 4 цилиндра
Выпускного 5 цилиндра
Впускного 7 цилиндра
Впускного 8 цилиндра
Остальные клапана регулируются после того как коленчатый вал провернуть на один оборот 360 градусов. При этом метка на шкиву и обозначение ВМТ на шкале снова должны быть совмещены.
Схематично это будет выглядеть следующим образом
Регулировка клапанов на двигателе автомобиля Зил 130 аналогична регулировке клапанов на ГАЗ 53. Тот же принцип регулировки клапанов Камаз и клапанов на двигателе ЯМЗ 238. Различие в методах регулировки. Каждый двигатель имеет конструктивные особенности. Которые позволяют делать регулировку более удобно. Но основной принцип одинаков для всех V- образных восьми цилиндровых двигателей
Проверка
При любых подозрениях на проблемы с зажиганием, следует проверить правильность его работы. Производится диагностика в следующем порядке;
- Проверяем механическую составляющую узла. Смотрим не заедает ли кулачковый механизм, если имеются проблемы с подвижностью, то стоит проверить его работоспособность. Обязательно измеряют зазор между кулачками, чаще всего он оказывается слишком маленьким, что не дает образовываться искрам;
- Следующим этапом проверяют наличие искры. Для этого включают зажигание и в принудительном порядке с помощью отвертки шевелят кулачки, создавая зазор. Искра должна быть сине-белая. Если она красная или оранжевая, то нужно искать неисправность.
- Берем мультиметр и замеряем сопротивление на выводах бобины. Внимание! Зажигание при этом должно быть отключено. На первичной обмотке сопротивление должно быть 6 Ом, на вторичной 10 Ом;
- Проверяется сопротивление между массой и клеммами, оно в оптимальном состоянии должно равняться 6-15 Ом, если больше, то проблема в проводе;
- Также с помощью тестера прозванивают высоковольтные провода. Если сопротивление стремится к бесконечности, то стоит заменить провод, лучше делать это комплектом;
- Последним этапом проверяют состояние свечей. Электроды должны иметь песочный цвет. Расстояние между ними рекомендуется выдерживать 0,6 мм.
Собственно, это все что следует проверять. Примерно также проверяется и микропроцессорные разновидности. К такому типу относится зажигание СовеК.
Основные особенности устройства силового агрегата и трансмиссии ЗИЛ-131
ЗИЛ-131- отечественный трехосный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Выпускался заводом имени Лихачева с 1966 по 2002 г. Основная часть выпускаемых машин шла для армейских нужд. Автомобиль содержал много полезных и прогрессивных для того времени технических решений.
Порядок работы цилиндров ЗИЛ-131
На грузовике применялся карбюраторный V-образный, восьмицилиндровый двигатель, с зажиганием на основе электронного коммутатора.