Лепестковое сцепление на МТЗ-80: регулировка и ремонт
Лепестковое сцепление на МТЗ-80: регулировка и ремонт
Для белорусских тракторов марки МТЗ в районе сухого отдела предустановлено так называемое лепестковое сцепление, связывающее дизельный двигатель и коробку переключения передач трактора. По сути это постоянно замкнутое, фрикционное сцепление с одним диском, основными деталями которого являются опорный диск и нажимной, а также маховик.
Опорный штампованный (стальной) диск соединён с маховиком дизельного мотора при помощи пальцев, трёх втулок и крепёжных гаек. Нажимной чугунный диск, с расположенными по окружности тремя ушками, вставляющимися в пазы опорного диска, снабжён рычагами отжима. Между дисками стоят двенадцать пружин, отжимающих диски друг от друга.
Демпфер сцепления (восемь резиновых демпферов) является связующим звеном между ведомым диском и ступицей, облегчая мягкость и плавность работы. Для включения/выключения сцепления трактора и первичного вала КПП на белорусских тракторах марки МТЗ устанавливается тормозок.
Устройство и технические характеристики
Трактор ЮМЗ-6 по техническим характеристикам относится к категории машин тягового класса 1,4 т. Конструкция трактора классическая, передний мост и двигатель установлены на полураме, жестко закрепленной на картере сцепления и коробки передач. Картер коробки является частью силовой конструкции машины. В устройстве трактора ЮМЗ-6 применена 2-поточная муфта сцепления, позволяющая обеспечивать отдельное управление валом привода навесного оборудования.
Снаряженный трактор ЮМЗ-6А весит от 3,4 до 3,9 тонн. Масса машины зависит от модификации, перечня навесного оборудования и типа силового агрегата. Для изменения развесовки применяется установка дополнительных грузов.
Двигатель
На тракторе устанавливались 2 типа дизельных двигателей:
- 60-сильный ЮМЗ Д-65 с рабочим объемом 4940 см³;
- 62-сильный Д-242 с рабочим объемом 4750 см³.
Оба мотора 4-цилиндровые, оснащены жидкостным охлаждением. Система смазки принудительная, запас масла и насос расположены в картере двигателя. Двигатели не имеют турбокомпрессора, для впрыска топлива применяется механический насос с центробежным регулятором.
Расход топлива ЮМЗ-6 зависит от состояния дозирующей аппаратуры и характера выполняемых работ. Заводское значение потребления в час составляет на холостом ходу 5,6 л. Трактор «петушок» (с экскаваторной стрелой) расходует до 14,4 л дизельного топлива в час.
Для запуска силовой установки применяется бензиновый мотор ПД-10 или электрический стартер. Мощность двигателя ПД-10 составляет 10 л.с. Тип запуска отражается в описании модификации — Л (бензиновый стартер) или М (электрический). Ремонт двигателя не требует специального оборудования и оснастки и может производиться в авторемонтных мастерских.
Трансмиссия
На тракторе применяется механическая 5-скоростная коробка передач. Для передачи крутящего момента на КПП ЮМЗ используется 1-дисковое сцепление. Управление коробкой и сцеплением выполняется из кабины оператора. Рядом с рычагом размещена схема переключения передач, облегчающая работу оператора.
Задний мост машины оснащен дифференциалом с системой блокировки механического типа.
Включение блокировки выполняется нажатием на педаль, при отпускании педали дифференциал возвращается в исходное состояние.
Машины ЮМЗ с передним ведущим мостом собираются владельцами с использованием элементов от колесных тракторов Т-40. От Т-40 используется передний мост, раздаточный редуктор и карданная передача. Привод 4х4 реализуется от шестерни 2 передачи, установленной на вторичном валу коробки передач. Включение ПВМ (переднего ведущего моста) выполняется отдельным рычагом.
Ходовая часть
На тракторе установлена передняя балка качающегося типа. На концах балки смонтированы выдвижные элементы, используемые для регулировки колеи. На балке размещены органы управления передними колесами. Рулевое управление ЮМЗ-6 ранних выпусков механической схемы. Поздняя версия трактора оснащена рулевым управлением с гидравлическим усилителем.
Задние колеса установлены на картере коробки передач без подвески. Регулировка колеи выполняется перемещением ступицы по шлицам полуосей. Давление в шинах заднего моста пониженное. Благодаря этому улучшается проходимость машины, а также снижаются вибрации, передаваемые на трактор.
Гидравлика
На машине применена раздельная гидросистема, позволяющая управлять несколькими агрегатами одновременно. Характеристики трактора позволяют использовать различное сельскохозяйственное и промышленное оборудование. Источником давления является шестеренный насос, расположенный на двигателе. Насос обладает производительностью в пределах 44-49 л/мин при давлении 20 МПа.
На тракторе смонтированы основной и выносной цилиндры, предназначенные для непосредственного управления навеской. Допускается установка оснастки с силовым приводом от вала. Вал выведен на заднюю часть коробки, имеет 1 частоту вращения (540 об/мин).
Электрика
Трактор ЮМЗ-6 оснащен электрической системой постоянного тока. Схема электрооборудования построена на подключении отрицательного вывода аккумулятора, электропроводки и приборов к корпусу машины. Для различия проводов используется различная цветная маркировка изоляции. На тракторе имеются 3 блока предохранителей, установленных в щитке приборов. Каждый блок рассчитан на 4 плавкие вставки. В центральном блоке имеется запасной предохранитель.
Рабочее напряжение составляет 12 В. Источниками тока являются генератор (с приводом ремнем от коленчатого вала двигателя) и аккумуляторная батарея. На машинах с электрическим стартером устанавливается батарея увеличенной емкости (до 215 А*ч вместо 50 А*ч). Электросхема машин с бензиновым и электрическим стартером имеет различия, поскольку бензиновый мотор оснащен отдельной системой зажигания и малогабаритным электрическим стартером.
Кабина
На машинах применяется 1-местная металлическая кабина, оснащенная 2 распашными дверями. В основе кабины находится силовой каркас, предохраняющий оператора от травм при опрокидывании трактора. Кабина оснащена защитой от шума и вибрации, стекла с теплозащитным покрытием. Ветровое и заднее стекло установлено в откидных рамах. Для очистки ветрового стекла установлены очиститель и омыватель.
В полу кабины имеются съемные люки, предназначенные для обслуживания коробки передач. Кресло оператора подрессорено при помощи торсионной подвески и оснащено ремнем безопасности. Сидение настраивается по весу оператора, а также по расстоянию до педалей и по углу наклона спинки. В оснащение кабины входит отопитель, установленный на полу. Отопитель подключен к системе охлаждения двигателя.
Регулировка ВОМ
Чтобы вал отбора мощности, который установлен на трактор, нормально функционировал, его необходимо периодически осматривать и регулировать. Это касается не только МТЗ-82, а вообще всех тракторов. Схема, по которой проходит регулировка, выглядит следующим образом:
- Ось эксцентрика устанавливается в первоначальное положение. Нанесённая риска должна быть справа и располагаться вертикально. Положение фиксируется при помощи стопорных пластин.
- Отсоединяется тяга.
- Откручиваются болты стакана с целью высвободить пружины.
- Демонтируется крышка лючка заднего моста. Это обеспечивает доступ к головке натяжного винта.
- Рычаг переводится в нейтральное положение и фиксируется болтом. Затем стопорную пластину снимают, а винт затягивают до упора. После этого болт фиксирующий рычаг можно убирать.
- Упорный болт заворачивается в наружный стакан.
- Рычаг переставляется в положение «вкл». Устанавливается тяга.
- Путём регулировки тяги, выставляется необходимый люфт рычага.
- По завершении регулировки, все детали возвращаются на свои места, тяги и крепёжные болты усиливаются контргайками.
Регулировка сцепления ЮМЗ включает в себя следующие действия:
Регулировка свободного хода педали (зазор между упорной втулкой отводки и отжимными рычагами);
Регулировка хода педали до упора в защелку, обеспечивающего полное выключение главного сцепления;
Регулировка зазора между упорными болтами и передним нажимным диском, обеспечивающим выключение главного сцепления без выключения сцепления привода ВОМ.
В частности наш сервис может предложить своим клиентам такие ремонтные работы по сцеплению:
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-2
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-5(МТЗ-5)
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-6
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-6Л(М)
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-6АЛ(АМ)
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-6КЛ(КМ)
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-6АКЛ(АКМ)
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-6АКМ40.2
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-80
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8040
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8040.2
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8040.2М
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8070
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8071
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8080
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8240
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8242
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8244
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8244.2
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8244.2М
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8270
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8271
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-8280
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-10240
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-10244
- Капитальный и текущий ремонт/замена сцепления для трактора ЮМЗ-10254
Агротехцентр занимается как капитальным, так и текущим ремонтом сцепления тракторов МТЗ, ЮМЗ, ДТ-75, Т-150, Т-16, Т-25, Т-40, ХТЗ, ВТЗ.
Агротехцентр занимается ремонтом сцепления для тракторов ЮМЗ с такими двигателями: