Распределительные ТНВД
Распределительные ТНВД
Одним из видов топливных насосов высокого давления являются распределительные ТНВД (смотри рисунок 1 – Распределительный ТНВД).
(Рисунок 1 – Распределительный ТНВД)
Среди основных подтипов можно выделить те, которые управляются с помощью специальных механических систем (VE), а также те, которые регулируются электронными блоками (VP-29, 30, 44).
Необходимо отметить, что первые из них практически не имеют никаких ограничений по собственному ремонту. В то же самое время насосы типа VP могут быть отремонтированы или отрегулированы исключительно в специально созданных для этого условиях, которые чаще всего предоставляются либо заводами-изготовителями, либо сервисными центрами.
Применение распределительных ТНВД
Распределительные топливные насосы высокого давления по большей части используются в дизельных двигателях различных легковых и грузовых автотранспортных средств возраст которых превышает 10 лет. Одной из основных конструктивных особенностей стоит отметить то, что обеспечение высокого давления во всех цилиндрах обеспечивается, лишь чёткой работе всего одного
Какие услуги по сервисному обслуживанию распределительных ТНВД должен предоставить дизель-сервис
- диагностика;
- мойка топливных насосов высокого давления;
- разборка (частичная или полная);
- дефектовка;
- сборка;
- регулировка с помощью стенда;
Электронное регулирование ТНВД
Электронное регулирование работы дизеля по сравнению с механическим предусматривает дополнительные возможности. Благодаря электрическим измерениям оно позволяет осуществить гибкую электронную обработку сигналов и создание контура регулирования с электрическими исполнительными механизмами. Дополнительно может учитываться ряд специальных параметров, что невозможно при механическом регулировании.
На рис.2 показаны агрегаты системы впрыска, собранной на основе распределительного ТНВД с аксиальным движением плунжера, работа которой регулируется электронным блоком управления. В зависимости от вида установки и типа автомобиля отдельные компоненты могут отсутствовать. Система состоит из четырех элементов:
- контур снабжения топливом (магистраль низкого давления);
- ТНВД;
- электронная система регулирования работы дизеля с системными блоками датчиков, блоком управления и исполнительными механизмами;
- периферия (например, турбонагнетатель, системы рециркуляции ОГ и управления временем работы свечей накаливания).
Рисунок 2 – Система впрыска с распределительным ТНВД с электронным управлением:
1 – топливный бак; 2 – топливный фильтр; 3 – распределительный ТНВД; 4 — электромагнитный клапан остановки двигателя; 5 – электромагнитный клапан опережения впрыска; 6 — форсунка с датчиком хода иглы; 7 – штифтовая свеча накаливания; 8 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 9 – датчик частоты вращения коленчатого вала; 10 – двигатель; 11 – блок управления работой двигателя; 12 – блок управления временем включения свечей накаливания; 13 – датчик скорости автомобиля; 14 – датчик положения педали подачи топлива; 15 – дополнительные элементы регулятора скорости автомобиля; 16 – выключатель свечей накаливания и стартера; 17 – аккумуляторная батарея; 18 – штекер подключения системы диагностики; 19 – датчик температуры воздуха; 20 – датчик давления наддува; 21 – турбонагнетатель; 22 – датчик массового расхода воздуха
Исполнительный механизм с электромагнитом на распределительном ТНВД (так называемое управление поворотом) используется вместо механического регулятора и узлов привода. Он воздействует на параметры цикловой подачи через вал управления регулирующей втулкой. Как и при механическом регулировании, величина проходного сечения канала подачи топлива зависит от положения регулирующей втулки, которая изменяет также угол опережения впрыскивания. Блок управления в зависимости от заложенных него характеристик и истинных показаний датчиков выдает управляющий сигнал для электромагнитного исполнительного механизма на ТНВД.
Датчик угла поворота исполнительного механизма (например, полудифференциальный короткозамкнутый кольцевой датчик) с помощью блока управления также определяет положение регулирующей втулки.
Зависимое от частоты вращения внутреннее давление в ТНВД через электромагнитный клапан управляет муфтой опережения впрыскивания, которая изменяет момент начала впрыскивания.
Рисунок 3 – Распределительный ТНВД с аксиальным расположением плунжера с электронным управлением:
1 – приводной вал ТНВД; 2 – подвод топлива; 3 – исполнительный механизм регулировки цикловой подачи; 4 – датчик температуры топлива; 5 – датчик угла поворота исполнительного механизма регулировки величины цикловой подачи топлива; 6 – штуцер магистрали обратного слива топлива; 7 – электромагнитный клапан остановки двигателя; 8 – штуцер магистрали высокого давления; 9 – колодка проводов электромагнитного клапана механизма регулирования момента начала впрыскивания; 10 – колодка проводов исполнительного механизма регулирования величины подачи; 11 – гидравлическое устройство опережения впрыскивания
Электромагнитный поворотный исполнительный механизм 2 (рис.4) действует через валик на регулирующую втулку. Управляющий канал, как и в механически регулируемом ТНВД, в зависимости от режима работы ТНВД может открываться раньше или позже.
Рисунок 4 — Распределительный ТНВД с аксиальным расположением плунжера с электронным управлением:
1 – кольцевой датчик; 2 – электромагнитный поворотный исполнительный механизм регулировки цикловой подачи; 3 – электромагнитный клапан остановки двигателя; 4 – плунжер; 5 – электромагнитный клапан регулирования момента начала подачи; 6 – дозирующая муфта
Величина цикловой подачи постоянно изменяется в пределах между нулевым и максимальным значениями (например — для холодного пуска двигателя). Управление изменением этой величины происходит в зависимости от ширины модулируемых импульсных сигналов (широтно-импульсная модуляция). В обесточенном состоянии возвратные пружины исполнительного механизма переводят его в «нулевое» положение.
Благодаря использованию кольцевого короткозамкнутого датчика, подсоединенного по полудифференциальной схеме, угол поворота исполнительного механизма и, тем самым, положения регулирующей втулки, определяются датчиком 1. В соответствии с его сигналами и частотой вращения определяется требуемая величина цикловой подачи.
Как и в механическом устройстве, давление внутри ТНВД, пропорциональное частоте вращения, действует на поршень установки момента начала подачи и регулируется специальным электромагнитным клапаном 5. Этот клапан управляется также с помощью импульсных сигналов.
При длительно открытом электромагнитном клапане, когда давление понижается, устанавливается более поздний, при полностью закрытом клапане (повышение давления) — более ранний момент начала подачи. Между этими крайними значениями характеристика скважности сигналов (отношение времени открытия ко времени закрытия клапана) может постоянно изменяться с помощью электронного блока управления.
Регулировка тнвд на Форд Транзит
В дизельных авто одним из основных элементов является топливный насос высокого давления. Этот узел несет полную ответственность за впрыск топлива в двигатель. Если быть точнее, то он реализует две задачи – точно определяет момент впрыска и нагнетает необходимый объем топлива, создавая достаточное давление для нормальной работы силового узла. Со временем появились аккумуляторные системы, которые позволили функцию определения момента впрыска полностью переложить на форсунки автомобиля.
Когда регулировать?
Топливный насос высокого давления – очень точный механизм, которые требует периодической проверки работоспособности и регулировки. Как правило, при возникновении каких-либо неполадок с топливной системой или двигателем автолюбители сразу же винят ТНВД и приступают к его регулировке. На самом же деле причиной неисправности может быть, что угодно – электронные системы автомобиля, сам двигатель и так далее.
Что это значит? Регулировка ТНВД – весьма тонкая и сложная работа, которую необходимо производить только при появлении следующих признаков неисправности:
— существенно повысилась «прожорливость» автомобиля. Конечно, причиной этому может быть не только топливный насос, но его регулировка в этом случае лишней не будет;
— топливо перестало подаваться от ТНВД к форсунке. Это может быть вызвано клином плунжерной пары и серьезным повреждениям внутренних элементов топливного насоса. Здесь в случае неэффективности регулировочных работ может понадобиться разборка узла, дефектовка и полный ремонт;
— ремень ГРМ не держится на шестеренке газораспределительного механизма. В такой ситуации соединяющий элементы двигателя ремень может сорваться, что часто приводит к непоправимым последствиям. Как правило, поршни сильно бьют по цилиндрам и деформируют (или же и вовсе ломают) их. В такой ситуации необходим ремонт двигателя и обязательная регулировка топливного насоса (возможно, ремонт);
— появилась утечка топлива из насоса. В такой ситуации почти сразу появляются серьезные проблемы с запуском двигателя. Более того, несвоевременное устранение неисправности может привести к воспламенению топлива и серьезному пожару в подкапотном пространстве автомобиля;
— при работе топливного насоса появились нехарактерные и хорошо заметные шумы. Чаще всего это является явным признаком износа деталей ТНВД. В случае если не предпринимать никаких действий, то насос может полностью разрушиться. В этом случае регулировка и ремонт уже не спасут – понадобится полная замена узла;
— из выхлопной трубы выходит слишком густой и нехарактерный для вашего автомобиля дым. Это может быть связано с нарушением регулировки топливного насоса. В этом случае необходимо в ближайшее время провести необходимый комплекс работ по настройке узла.
Кроме этого, регулировка ТНВД в обязательном порядке проводится после проведения ремонтно-восстановительных работ этого узла. При этом будьте внимательны при выполнении работы, ведь о от ее качества и точности напрямую зависит экономичность вашего силового узла, его мощность и срок службы.
К сожалению, большинство автолюбителей не решаются регулировать топливный насос своими руками. Они отправляются на СТО и выбрасывают немалые суммы на оплату услуг мастеров. На самом же деле в этом нет никакой необходимости. Если действовать по заданному алгоритму, то работу можно сделать и своими руками.
Особенности регулировки ТНВД на Форд Транзит (ТНВД BOSH VE)
Запомните одну очень важную вещь – при выполнении работ по настройке ТНВД всегда оставляйте метки. В этом случае можно хотя бы вернуть прежние настройки (до момента вмешательства в систему). Как мы уже упоминали, регулировка топливного насоса – очень тонкий процесс. Неправильные действия могут привести к полному сбою всей системы.
Итак, последовательность действий должна быть следующей:
- Хорошо промойте топливный насос высокого давления с помощью специальных составов (при этом делать это желательно напрямую). Главная цель этой работы – убрать всю грязь с внутренней части топливного насоса и почистить форсунки. Если качественно произвести чистку, то результат будет слышен по ровному холостому ходу.
- Проверьте правильность выставленных меток на маховике, распределительном вале и топливном насосе. При этом старайтесь ставить опережение заведомо немного раньше. Как правило, это способствует более точной работе ТНВД.
- Выполните диагностику перепускного клапана низкого давления. Здесь сделайте несколько простых манипуляций – выкручивайте клапан и осматривайте его. Бывает, что при длительной эксплуатации клапан закисает и остается в открытой позиции. В этом случае проведите регулировку, чтобы добиться его закрытого состояния. Для этой цели вам понадобится небольшой молоток, постукивая которым по внешней стороне клапана можно добиться закрытия впускного отверстия.
- После завершения прошлых работ производите регулировку цикловой подачи. Срывайте пломбу (если она еще несть), выкручивайте немного контргайку цикловой подачи (в этом случае вы увеличиваете подачу) или вкручивайте ее (цикловая подача уменьшается). Добейтесь нормальных оборотов на прогретом двигателе, которые должны составлять 780-800 оборотов в минуту. Если есть бортовой компьютер, то это только плюс – можно более точно произвести настройку. Если силовой узел не прогрет, то обороты немного снижаются до уровня 720-730.
- Выполняйте регулировку гидрокорректора. Для этого снимайте кожух, выкручивайте контгайку, производители регулировку и возвращайте контргайку на место. В процессе выполнения работ штифт необходимо придерживать, чтобы он не прокручивался. При вращении штифта против хода движения стрелки тяга снизится, но и «аппетит» авто уменьшится. Если же крутить в другую сторону, то все происходит наоборот – тяга и «прожорливость» растут.
- Обратите особое внимание на выхлопные газы во время нажатия педали газа на холостом ходу. Дыма быть не должно. Что касается тяги и расхода (о них мы упоминали выше), то здесь регулируйте по желанию.
Вывод
Вот и все. Регулировка ТНВД на Форд Транзит займет у вас не более 1-2 часов (в случае неторопливой работы). Но главное здесь – предельное внимание, четкое следование инструкции и отсутствие спешки. Удачи.
Устройство ТНВД с системой электронного управления (СЭУ) двигателя ЯМЗ-6561
Топливный насос высокого давления ТНВД двигателей ЯМЗ-6561 устанавливается в развале картера между рядами цилиндров. Количество секций ТНВД соответствует количеству цилиндров двигателя. В одном агрегате с топливным насосом высокого давления объединены механизм исполнительный, топливоподкачивающий насос и демпферная муфта. Схема ТНВД с блоком электронного управления:
1. ТНВД 2. Механизм исполнительный 3. Топливоподкачивающий насос 4. Муфта демпферная 5. Крышка рейки 6. Клапан перепускной 7. Вилка кабеля механизма исполнительного 8.Электронный блок управления 9. Модуль педальный 10. 11. Датчик частоты вращения 12. Датчик температуры наддува воздуха 13. Датчик температуры охлаждающей жидкости 14. Датчик давления наддува воздуха
Устройство секции ТНВД двигателя ЯМЗ-6561
1. Корпус насоса 2. Вал кулачковый 3. Толкатель 4. Тарелка пружины толкателя нижняя 5. Пружина толкателя 6. Пробка 7. Кольцо пружинное 8. Втулка поворотная 9. Рейка 10.11.20. Кольцо уплотнительное 12. Плунжер 13. Втулка плунжера 14. Шрифт 15. Экран 16. Седло нагнетательного клапана 17. Клапан нагнетательный 18. Ролик толкателя 19. Шпилька 21. Фланец нажимной 22. Корпус секции 23. Штуцер 24. Тарелка верхняя 25. Пружина нагнетательного клапана 26. Упор клапана 27. Гайка 28. 29.30 Прокладки
В корпусе ТНВД установлены корпуса секций с парами плунжерными, клапанами нагнетательными, толкателями плунжера и штуцерами топливными, к которым подсоединяются топливопроводы высокого давления. Плунжер и втулка плунжера, седло нагнетательного клапана и клапан нагнетательный являются прецизионными парами, замена которых возможна только комплектно. Втулка плунжера фиксируется в определенном положении штифтом, запрессованным в корпус секции.
Плунжер приводиться в движение от кулачкового вала через роликовый толкатель. Пружина толкателя через тарелку пружины толкателя нижнюю постоянно прижимает ролик толкателя к кулачку. Толкатели плунжера, имеющие лыски на боковых поверхностях, удерживаются от разворота фиксаторами, запрессованными в корпус ТНВД.
Конструкция плунжерной пары позволяет дозировать топливо изменением момента начала и конца подачи. Для изменения количества и момента начала подачи топлива плунжер во втулке поворачивается втулкой поворотной, входящей в зацепление с рейкой топливного насоса.
Регулировка равномерности подачи топлива на максимальном режиме каждой секцией ТНВД производится разворотом корпуса секции при ослабленных гайках крепления секций. Изменение начала подачи топлива в зависимости от её величины (нагрузки двигателя) обеспечивается управляющими кромками, выполненными на торце плунжера.
Работа секции осуществляется следующим образом.
При движении плунжера вниз под небольшим давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом, поступает через продольный канал корпуса ТНВД в надплунжерное пространство. При движении плунжера вверх топливо через нагнетательный клапан поступает в топливопровод высокого давления и перепускается в топливоподводящий канал до тех пор, пока торцовая кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки плунжера. При дальнейшем движении плунжера вверх давление топлива в надплунжерном пространстве резко возрастает. Когда давление достигнет величины, превышающей усилие пружины форсунки, игла форсунки поднимается и начинается процесс впрыскивания топлива в цилиндр двигателя. При дальнейшем движении плунжера вверх, спиральные кромки плунжера открывают отсечные отверстия во втулке, что вызывает резкое падение давления топлива в топливопроводе. При этом нагнетательный лапан, опускаясь в седло под действием пружины, увеличивает объем в топливопроводе между форсункой и клапаном. Этим достигается более четкое окончание впрыскивания топлива и разгрузка топливопровода высокого давления.
На внутренней поверхности втулки плунжера имеется кольцевая канавка, а в стенке — отверстие для отвода топлива, просочившегося через зазор в плунжерной паре. Герметизация зазоров между втулкой плунжера и корпусом секции, корпусом секции и корпусом ТНВД осуществляется резиновыми уплотнительными кольцами. Из полости вокруг втулки плунжера просочившееся топливо поступает по пазу на втулке плунжера в топливный канал корпуса ТНВД и далее через перепускной клапан по топливопроводу в топливный бак.
В нижней части корпуса ТНВД расположен кулачковый вал, вращающийся в роликовых конических подшипниках. Он имеет в зависимости от модели ТНВД одну или две промежуточные опоры. Кулачковый вал установлен с осевым натягом 0,01 …0,07 мм, который обеспечивается регулировочными прокладками, установленными между крышкой подшипника и корпусом ТНВД.
Связь секций с исполнительным механизмом осуществляется через рейку топливного насоса, перемещающуюся в направляющих втулках, запрессованных в корпус ТНВД. Выступающий из корпуса конец рейки защищен крышкой рейки.
Механизм исполнительный
Представляет собой электромагнит, размещенный в корпусе. Крепится к корпусу ТНВД. Электромагнит, получая команду от электронного блока управления, через систему рычагов, перемещает рейку топливного насоса в заданное положение.
Демпферная муфта
Предназначена для защиты механизмов ТНВД от разрушения. Устанавливается на конической поверхности переднего конца кулачкового вала с натягом, создаваемым кольцевой гайкой. От проворота демпферная муфта фиксируется шпонкой.
Стенды 05Э для испытания и регулировки ТНВД дизельных двигателей.
Стенд 05 Э предназначен для испытания дизельных топливных насосов высокого давления (ТНВД) путем воспроизведения частоты вращения приводного вала, температуры и давления топлива, измерения указанных параметров, а также цикловой подачи, расхода топлива, подаваемого на объект испытания, углов начала нагнетания, разворота муфты опережения впрыска, отклонений углов начала нагнетания.
Стенд 05 Э используется при техническом обслуживании и ремонте дизельных топливных насосов.
На стенде можно проводить испытание и регулировку рядных и V-образных и топливных насосов высокого давления (ТНВД) с самостоятельной системой смазки, с количеством секций до двенадцати, а также ТНВД распределительного типа с количеством питающих штуцеров до восьми.
На стенде осуществляется контроль следующих параметров и характеристик:
- величины и равномерности подачи топлива секциями (производительность насосных секций);
- частота вращения вала ТНВД в момент начала действия регулятора;
- частоты вращения вала ТНВД в момент прекращения подачи топлива;
- давления открытия нагнетательных клапанов;
- угла начала нагнетания и конца подачи топлива по повороту вала ТНВД и чередование подачи секциями ТНВД;
- угол действительного начала и конца впрыскивания топлива (при диагностировании) ;
- характеристики автоматической муфты опережения впрыска;
- пневматические регуляторы рядных и распределительных ТНВД.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Количество одновременно испытываемых линий высокого давления
Диапазон воспроизведения величин:
Частоты вращения приводного вала, мин. -1
Отсчѐта числа циклов, цикл
Цикловой подачи топлива, мм³/цикл
Температуры топлива, ˚С
Углов начала нагнетания (впрыска) топлива, град.
Углов разворота полумуфт
автоматической муфты опережения впрыска топлива, град.
Давления топлива, МПа (кгс/см²)
Давления воздуха, МПа (кгс/см²)
Объем измерительных сосудов топлива СТА, мл
Пределы допускаемых отклонений измеряемых величин:
Частоты вращения приводного вала в интервале:
от 70 до 800 мин. -1 мин. -1
свыше 800 мин. -1 , %
Отсчета числа циклов, цикл
Цикловой подачи топлива, %
Температуры топлива, ˚С
Углов начала нагнетания (впрыска) топлива, град.
Углов разворота полумуфт
автоматической муфты опережения впрыска топлива, град.
Пределы погрешности измерения (характеристика приборов):
Частоты вращения приводного вала, мин. -1
Отчета числа циклов, цикл
Цикловой подачи топлива, мл/1000 циклов
Температуры топлива, ˚С
Углов начала нагнетания (впрыска) топлива, град.
Углов разворота полумуфт
автоматической муфты опережения впрыска топлива, град.
Давления топлива в интервале:
0,1…0,6 М Па
1…6 кгс/см²
0,6…3,0 МПа
6…30 кгс/см²
Давления воздуха, МПа (кгс/см²)
Вместимость баков (обеспечивается конструкцией):
Для топлива, л
Для грязного топлива, л
Напряжение сети питания, В
Частота тока, Гц
Установленная мощность:
Двигателя электропривода, кВт
Электродвигателя топливной системы, кВт
Нагревателя, кВт
Общая потребляемая мощность, кВт
Габаритные размеры, мм
1760 х 800 х 1925
Количество обслуживающего персонала, чел.
Стенд 05 Э предназначен для эксплуатации в закрытом помещении с искусственно регулируемыми климатическими условиями при температуре окружающего воздуха от +20º до +45ºC и верхним значением относительной влажности до 80% при температуре 25ºC.
В качестве жидкости для регулировки топливных насосов должно использоваться дизельное топливо по ГОСТ 305-82 с температурой вспышки паров (ТВП) свыше 61ºC (например, летнее топливо для судовых, тепловозных дизелей или технологическая жидкость по международному стандарту ISO 4113-86).
В случае использования дизельного топлива или технологической жидкости с ТВП ниже 61ºC над стендом необходимо иметь вытяжной зонт.
УСТРОЙСТВО И РАБОТА СТЕНДА 05Э:
Стенд состоит из следующих основных частей: корпуса, станины, опоры мерного блока, мерного блока, электропривода, вала выходного с беззазорной муфтой, блока управления, системы топливоподачи с манометрами, и дросселем, пневматической системы с манометрами и дросселем.
- Корпус.
- Станина.
- Поворотный кронштейн мерного блока.
- Мерный блок.
- Выходной вал стенда.
- Манометры пневматической системы.
- Манометры системы топливоподачи.
- Блок управления.
- Автомат включения питания стенда.
Управление электроприводом.
Система управления электроприводом включает в себя электронный блок с монитором, на который выводятся параметры стенда, и кнопками установки параметров и управления стендом.
Передняя панель электронного блока.
Система подачи топлива стенда.
Блок мерный.
Система смазки стенда 05Э.
Система топливоподачи стенда.
Для испытания топливной аппаратуры предусмотрены системы высокого и низкого давления.
Система высокого давления предназначена для испытания топливной аппаратуры от стендового насоса и включает в себя: стендовый насос, трубопроводы, дроссель для регулировки давления топлива, подаваемого к ТНВД, штуцера подвода топлива к ТНВД, штуцера отвода топлива от ТНВД, манометра.
Система низкого давления используется при испытании ТНВД со штатным топливоподкачивающим насосом и включает в себя: штуцера, расположенные справа от выходного вала, ротаметра предназначенного для измерения текущего расхода топлива или производительности топливоподкачивающего насоса, манометров.
Блок мерный.
Блок мерный предназначен для замера производительности секций ТНВД. Блок мерный состоит из корпуса с втулками крепления форсунок и пеногасителями, в который, устанавливаются стендовые форсунки различных типов. Рамка с двумя рядами сосудов СТА выполнена поворотной для обеспечения заполнения и слива топлива из сосудов СТА, рамка поворачивается рукояткой.
Система термостабилизации стенда.
Система термостабилизации предназначена для поддержания температуры топлива, поступающего к ТНВД, в заданных пределах 20-45°С.
Система термостабилизации стенда состоит из охладителя, нагревателя, реле температуры, датчиков измерения температуры топлива.
Датчик реле температуры и датчик термометра установлены в системе топливоподачи.
Нагрев топлива производится с помощью электро-ТЭНа, находящегося в топливном баке.
Охлаждение топлива производится автоматически включением вентилятора на радиаторе охлаждения, при самостоятельном изменении температуры.
Контроль температуры проводится термометром, цифровая индикация которого выводится на блок управления стендом.
Система электропривода.
В систему электропривода входят органы управления, размещённые на блоке управления, электродвигатель, преобразователь частоты, электросиловые и управляющие цепи.
С насосным оборудованием распределительного типа
Существенно улучшить ситуацию, найти оптимизированное решение, которое позволяет достигать большего давления, позволяют системы впрыска дизельного топлива распределительного типа. Да, существует зависимость давления от оборотов ДВС. Но, главное, в этом случае все под полным контролем.
Устройства с рядным насосом бывают механическими и с электрорегулировкой.
Плунжерная пара у первых ТНВД была всего одна, у более поздних моделей — с ротором — плунжерных пар несколько. Такие решения — более производительные. При этом плунжерная пара (или несколько пар) связаны сразу с несколькими форсунками: двумя, четырьмя, шести.
Плунжер совершает сразу два типа движений — вращательное и поступательное. Таким образом, в зоне его ответственности — как подача, так и распределение топливной смеси.
В противовес устройствам с рядным насосом габариты — существенно меньше, топливная экономичность — больше, но надежными такие системы назвать нельзя. Если случается неисправность насоса, то вся СВДТ может выйти из строя.
Ещё один значительный недостаток — чувствительность к завоздушиванию. В свое время это стало серьёзным поводом для “переключения” производителей на СВДТ другого типа (с насос-форсунками и и Сommon Rail).
Распространенные признаки неисправности топливной системы дизеля
Характер работы дизельного двигателя непосредственно перед возникновением поломки указывает, насколько качественно происходило поступление и сгорание топлива в цилиндрах. Эти показания используются в предварительной диагностике причин снижения работоспособности автомобиля.
Дизельный двигатель плохо запускается
Для запуска агрегата требуется длительное вращение стартера, пуск происходит не сразу и первое время он работает с перебоями либо двигатель не заводится.
- недостаток «дизеля» при пуске – неисправен регулятор, или подкачивающий насос;
- недостаток горючего перед ТНВД – в систему поступает воздух;
- недостаток давления впрыска из-за износа деталей ТНВД;
- сбой угла опережения;
- слабая дисперсность топлива – форсунка не обеспечивает достаточно широкий «факел».
В зимний период затрудненный пуск могут спровоцировать: выход из строя одной или нескольких свечей накала; образование «парафиновой пробки» на форсунках при использовании несоответствующего (летнего) типа горючего, образование «хлопьев» в топливопроводе из-за попадания в бак воды (конденсата).
Дизельный двигатель не развивает положенную мощность
При наборе скорости, мощность мотора в определенный момент ограничивается, автомобиль не развивает максимальную скорость.
- попадание воздуха при повреждении топливопровода;
- засорение магистрали;
- неисправность форсунок, износ их крепления;
- поломка ТНВД, или неверная его регулировка;
- неправильная установка угла опережения впрыска.
Причиной недостатка горючего, могут также стать сильное засорение воздушного фильтра и неверное положение педали акселератора из-за неправильной регулировки.
Мотор перегревается
Показатели температуры постоянно находятся выше нормы, при этом система охлаждения автомобиля исправна.
- сбилась регулировка угла опережения впрыска;
- низкая дисперсность горючего из-за износа форсунки;
- детонация из-за некачественного топлива.
Явление иногда возникает при недостаточном уровне масла в картере двигателя, или потере им свойств от длительной эксплуатации.
Мощность мотора заметно снизилась
Тяга пропадает при резком ускорении, увеличивается время разгона авто. Эффект наблюдается независимо от погодных условий и перепада высот.
- недостаточный объем топлива в системе из-за поломки насоса подкачки;
- «бедная» смесь – засорился фильтр тонкой очистки;
- Значительное ослабление мощности впрыска – износ плунжерной пары, или неверная регулировка ТНВД;
- сбой в настройках регулятора управления впрыском;
- несколько форсунок или их креплений изношены, или повреждены.
Если неполадки проявляются в дождливую погоду или при движении в горах – их источником становится недостаток кислорода или короткое замыкание.
Двигатель жестко работает или шумит
Силовой агрегат резко реагирует на акселератор, отсутствует плавность разгона, при повышении нагрузки слышен характерный дробный стук в районе цилиндров.
- смещение фазы впрыска в сторону раннего опережения;
- расхождение в количестве дизеля, поступающего в разные цилиндры из-за нарушения регулировки форсунок;
- поломка или засорение одного из распылителей;
- отсутствие надлежащего уплотнения в месте установки распылителя (отсутствует шайба, чересчур затянулось или ослабло крепление);
- воздух поступает в топливопровод;
В отдельных случаях причина в недостатке компрессии ЦПГ.
Двигатель неравномерно работает на холостых оборотах
Отмечается преимущественно после проведения обслуживания (ремонта), или длительной эксплуатации без надлежащего обслуживания.
- неверная регулировка числа оборотов холостого хода;
- завоздушивание на отрезке между фильтром и насосом высокого давления;
- повреждение опорной пластины, подсос воздуха в уплотнении ТНВД;
- поломка одного или нескольких распылителей, или отказ форсунки или насос-форсунки.
Отдельной причиной неполадки является ограничение хода педали акселератора (загрязнение, поломка тяги и пр.).
Значительно возрос расход топлива
Отмечается независимо от загрузки ТС.
- засорение (потеря герметичности) обратного канала топливопровода (на пути слива излишков в бак);
- завышены обороты холостого хода;
- сбой регулировки опережения впрыска;
- завоздушивание основной магистрали.
Другие причины – забит воздушный фильтр; низкая компрессия в цилиндрах; требуется ремонт ГРМ.
Компьютер выдает ошибку
Автомобиль, оборудованный бортовым компьютером, выдает сообщение check engine, или «ошибка двигателя», если давление в магистрали низкого давления или топливной рампе (common rail) не соответствует рабочему показателю. В зависимости от марки машины, код ошибки будет различным.
- вышел из строя датчик контроля потока;
- попадание воздуха в топливопровод;
- некорректно работает клапан ТНВД.
Для достоверной диагностики потребуется подключить к бортовому компьютеру авто дилерский сканер.
Мотор внезапно самопроизвольно останавливается.
Автомобиль глохнет на ходу или сразу после пуска.
- поврежден топливопровод (неисправно соединение);
- сломался подкачивающий насос;
- поломка привода, поршня-разделителя, поршней или ротора ТНВД вследствие значительного износа;
- нарушена регулировка опережения впрыска.
Другие причины: забит воздушный фильтр, нарушена герметичность нагнетателя (турбины).
Неустойчивая работа двигателя
Так называемые «плавающие обороты» — самопроизвольное изменение мотором показаний частоты вращения коленчатого вала.
- выход из строя регулятора оборотов;
- нарушена герметичность топливной системы;
- недостаток смазки, либо избыток сопротивления скольжению деталей регулировочной системы.
- значительная выработка ТНВД, или форсунок;
- неудовлетворительное качество дизтоплива.
Явление иногда возникает после поломки клапана вентиляции картерных газов (КВКГ) и образования их избыточного давления.
Изменение цвета дыма из выхлопной трубы авто
Белый или серый дым из выхлопной трубы свидетельствует о переохлаждении мотора, сильном износе ЦПГ, или раньше чем нужно выставленном опережении. Одновременно с повышением уровня моторного масла – может быть признаком пробоя прокладки ГБЦ.
Темный (черный) дым – признак неправильного смесеобразования (переизбытка топлива и неполного его сгорания). Причины: износ или засорение форсунок, «позднее» опережение впрыска, износ ЦПГ с потерей компрессии, неверная регулировка клапанов.
Сопутствующие нарушения работы топливной аппаратуры
Проявляются либо индивидуально, либо параллельно с основными неполадками.
- На автомобиле приходится часто менять свечу накала – неисправна соответствующая ей форсунка.
- Уровень моторного масла становится выше – происходит утечка в уплотнении привода ТНВД.
- После поездки не получается заглушить дизель – неисправен запорный соленоид в топливопроводе.
- Автомобиль перестал обеспечивать достаточное усилие «торможения двигателем» — не работает обратный канал (сброс), либо некорректно выставлены «холостые» обороты.
Последствия нарушения часто бывают общими: расход «дизеля» может вырасти как от износа ТНВД, так и от нехватки воздуха при забитом воздушном фильтре. Достоверно установить, что поломка относится именно к топливной системе, удается лишь путем последовательной дефектовки узлов и агрегатов, на которые указывает неполадка.